На этот раз статусность фестиваля подтверждали Эмир Кустурица, Светлана Светличная, Алиса Гребенщикова и другие гости.
Ульяновские краски в палитре советских мультиков
Художественно-документальная выставка "Волшебная страна мультипликации" в Мемцентре стала первым событием фестиваля. Она представила одно из связанных с миром кино имен края. Старшая дочь нашего выдающегося земляка, художника, педагога, подвижника Дмитрия Архангельского, Галина Невзорова – художница, связавшая свою творческую судьбу с мультипликацией.
Невзорова родилась в Симбирске 27 февраля 1909 года. В своих воспоминаниях Галина Дмитриевна поделилась семейной тайной, о которой ей поведала мать Надежда Павловна: "Мое появление на белый свет, такое долгожданное и радостное событие для моих родителей, было отмечено торжественно-трогательным ритуалом… Отец мой страстно желал всегда, чтобы его первенец – первый ребенок (независимо девочка или мальчик) – непременно стал бы художником. И вот, чтобы это неодолимое желание было бы действительно выполнено, Дмитрий Иванович попросил родившегося младенца завернуть в его рубашку, дабы передать своему дитяти свой божественный дар, свой талант художника, и благословил его при этом на заранее предначертанный путь в жизни – стать художником. С самых младенческих лет незаметно и неустанно он направлял меня на этот путь, прямо не говоря мне об этом. Особенно же помогал и вдохновлял меня пример самого отца, художника, пылко и жарко влюбленного в искусство. Он пристально и неотступно руководил моим художественным воспитанием вплоть до поступления меня в институт".
В 1935 году Галина пришла со своими работами на "Мосфильм" и узнала, что там существует небольшая студия мультипликации, где есть вакансия. Ей предложили временно поработать в производственном отделе на должности фазовщицы. В 1936 году состоялась организация единой советской мультипликационной студии "Союзмультфильм" и девушку перевели в "фоновый" цех. "Картин с моим участием можно назвать очень много, – писала о себе Невзорова. – Но для меня важны только те, где я была ведущим художником, как, например, "Конек-Горбунок". Там я вела три больших отдела – очень красочных и красивых. Картина делалась вскоре после окончания войны и имела большой успех. Другие работы – "Левша", "Аленький цветочек", "Золотой ключик"…"
В музейном собрании Ленинского мемориала хранятся фотографии, документы из личного архива Невзоровой и более двухсот рисунков, выполненных в разных техниках. На выставке представлены эскизы к мультфильмам "Синдбад-мореход", "Серая шейка", "Пропавшая грамота", "Сармико" и другим.
Живые легенды
Светлана Светличная, Владимир Коренев, Сергей Никоненко, Василий Мищенко, Ивар Калныньш – далеко не все звезды кино, приехавшие в Ульяновск.
– Меня здесь, в Ульяновске, очень балуют аплодисментами, любовью и признательностью, – делилась эмоциями одна из первых красавиц отечественного кинематографа. – Примерно так же, как Валентину Михайловну Леонтьеву. Я получила такое удовольствие от того, что лицезрела ее на экране, услышала ее уникальный голос, видела ее необыкновенные глаза, которые умели радоваться и выражать чувства. Главное, мне кажется, чтобы мы понимали: фраза "незаменимых нет" неверна – они есть. И если говорить о телевидении, то Валентина Михайловна незаменима.
"Королева эпизодов". Это клише Светличная определила для себя сама. Но к эпизодам у нее особое отношение.
– Иногда говорят, мол, у Светличной мало ролей. У меня их не мало, мне достаточно, у меня есть роли и эпизоды, которые сыграть сложнее, чем сниматься в главной роли. Однажды в интервью сказала, что я – королева эпизодов, так потом у меня эту фразу украли и так теперь пишут о других актрисах.
Про одну из самых запоминающихся ролей – в фильме "Бриллиантовая рука" и ставшую крылатой фразу "Не виноватая я, он сам пришел" – Светлана Светличная просто и с улыбкой сказала: "Никогда и никуда я не денусь от своей Анны Сергеевны"…
Как ульяновцы попали в кино
На фестивале ульяновские зрители увидели земляков в "Эмергенах" режиссера Владимира Потапова. Картину на суд зрителей представила продюсер Ольга Макарова.
– "Эмергены" – не первая картина, созданная Владимиром Потаповым на ульяновской земле. Пять лет назад здесь же снимался фильм "Тайна для двоих". Режиссер надеется, что вы получите удовольствие от просмотра фильма, – обратилась Макарова к зрителям
На экране ульяновцы увидели не только знакомые городские пейзажи и интерьеры, но и местных актеров, задействованных в фильме наряду с московскими артистами. В съемках массовых сцен принимали участие местные жители. Сам Потапов – уроженец Ульяновска. Его новый фильм – психологический детектив-триллер про подростков, обладающих уникальным и страшным "талантом": уничтожать обидчиков на расстоянии.
Магия анимации
Постановщица анимационного кино, член Союза художников РФ, член киноакадемии "Ника", обладательница звания "Почетный кинематографист" Мария Курчевская открыла выставку своих эскизов к анимационным фильмам во Дворце книги.
Курчевская – художник около трех десятков анимационных картин, руководитель мастерской ВГИКа имени С.А. Герасимова. Фильмы ее учеников являются заметной страницей сегодняшней анимации. В фильмографии Марины Курчевской – работы "Боцман и попугай" (1982), "Солдатский кафтан" (1983), "Заячий хвостик" (1984), "Теремок" (1995), "Корона и скипетр" (2000), "Девочка Люся и дедушка Крылов" (2003), "Про мышонка" (2004), "Поединок" (2005), "Снегурочка" (2006) и многие другие. Эксперты называют ее мастером кукольного анимационного кино. Фильмы Курчевской становились победителями и лауреатами множества фестивалей. В "коллекции" призов – "Ника", "Серебряный витязь", "Девочка с гусем" Открытого фестиваля в Суздале.
"Выставлять работы кинематографистов-художников – добрая традиция фестиваля. А в этом году "Союзмультфильму" исполнилось 80 лет. Конечно, мы сразу сошлись на творчестве Марины Вадимовны. Выставка с ее позволения продлится столько, сколько к ней будет интерес", – рассказала директор "Ульяновсккинофонд" Лидия Саурова на открытии.
Курчевская призналась – не часто у анимационного художника есть возможность посмотреть на себя со стороны, выставиться в таком большом зале.
Работы автора отличаются глубоким проникновением в литературный материал, что подметил муж Марины актер, сценарист и поэт Вадим Жук, приехавший на открытие выставки вместе с супругой.
"Анимационные художники – скромные люди, работа которых никогда не выходит на первый план. А между тем, художник проводит огромную работу – находит свой стиль для каждого произведения, вживается в эпоху и персонажей. На выставке вы можете увидеть раскадровку нескольких эпизодов из фильмов, но, конечно, они не отражают всей магии анимационного кино".
Как режиссеры привозят на фестивали актрис, так и Марина Вадимовна взяла с собой "актрису" – куклу, "познакомив" ее с гостями выставки. По словам художницы, на съемочной площадке кукольного кино происходит настоящее волшебство, магические ритуалы оживления, как в древности.
Все мы немного ёжики
Самым теплым, солнечным и оправдывающим название фестиваля "От всей души" стал спектакль Алисы Гребенщиковой. Талантливая, удивительно естественная и органичная, идущая своим путем в искусстве, дочь известного рок-музыканта представила проект "Сказки с оркестром". В сопровождении ульяновского симфонического Алиса читала произведения Сергея Козлова про хорошо всем знакомых Ёжика и Медвежонка. Программа была рассчитана на детей, но, как известно, при всей кажущейся простоте, сказки Козлова столь философичны и глубоки, полны такого тонкого юмора, что и взрослые с удовольствием стали зрителями.
Молодой дирижер ульяновского симфонического оркестра лауреат всероссийского конкурса Дмитрий Руссу сам тщательно подбирал музыку к заранее представленному художественному тексту. В композиции использованы фрагменты произведений отечественных и зарубежных композиторов, иллюстрирующие сюжетную линию. Прозвучала музыка Петра Чайковского из сюит № 2 и 3, балета "Щелкунчик", Сергея Прокофьева из симфонии №7, Сергея Рахманинова из симфонической поэмы "Остров мертвых", Мориса Равеля из балета "Дафнис и Хлоя", Мануэля де Фалья из балета "Любовь-волшебница", Габриэля Форе из сюиты "Маски из Бергамо" и других авторов.
"Вкус нужно воспитывать с раннего детства. Хорошо, чтобы этим занимались в семье. Не всегда у родителей есть время и возможность, не всегда они сами любят музыку, вкусы у людей разные. Музыкальное воспитание – фактор очень важный. И у меня есть сын, и у друзей есть дети, вижу – музыке уделяется недостаточно внимания, мало любви. Если музыку не любить, то ее сложно понимать, – считает Алиса Гребенщикова. – Мне самой очень близки сказки Козлова, я их читала своему сыну Алеше, когда он был помладше. Дочитали, а с книжкой прощаться не хотелось. Так родился этот спектакль".
В Ульяновске актриса с удовольствием побродила по уголкам старого города – полупустые улицы, по ее словам, позволили отдохнуть от столичной суеты. А еще сладкоежка Гребенщикова восхитилась вафлями в одной из местных кофеен. Всеми впечатлениями гостья Ульяновска щедро делилась в Instagram. "Куда ни приеду на гастроли, везде афиши этой женщины!", – комментировала Алиса селфи на фоне баннера с рекламой собственного спектакля.
Гражданин мира
Как бы ни любили ульяновцы своих звезд, главным событием для города в эти дни стал приезд Эмира Кустурицы – художника планетарного масштаба. И несмотря на то, что поводом для визита стало участие в кинофестивале, привез босниец в Ульяновск вовсе не кино. На "экваторе" фестивальной программы Кустурица дал в Ленинском мемориале концерт со своей командой The No Smoking Orchestra.
Конечно, сцена и зал главной концертной площадки региона казались слишком официозными для этого шоу. Музыка Кустурицы и К – для уличных фестивальных площадок. Да и аудитория фестиваля "От всей души" – возрастная и достаточно консервативная, если учесть, что большинство билетов и контрамарок распространяются через местный минкульт. Но даже такую атмосферу гостям с Балкан удалось взорвать.
Творчество The No Smoking Orchestra, по собственному заявлению музыкантов, "отделено от любого шоу-бизнеса, церкви или догмы". Их стиль – смесь балканских, цыганских наигрышей и рок-н-ролла – принято называть gipsy punk, но сами члены группы дали ему название "unza unza". Зажигательная музыка щедро приправлена танцевальными па участников, которые, несмотря на достаточно зрелый возраст, не пляшут на сцене разве что нижний брейк (да и в этом нельзя быть уверенным), переодеванием, шутками и прочими составляющими яркого перфоманса. "Нет двух ног, которые могут оставаться спокойными, когда играет The No Smoking Orchestra", – так принято говорить о группе.
В Ульяновске Кустурицу больше всего потрясла Волга. Он не определился с жанром, в котором хотел бы рассказать о нашем городе, но в том, что Волга должна стать одной из "героинь" его кино, уверен: "Это великая река. Страшная река".
Именно Эмир Кустурица стал обладателем Гран-при фестиваля "От всей души". Режиссер получил именную звезду на аллее проекта у памятника Валентине Леонтьевой.
– В Ульяновске живая, активная публика – очень понравились люди – они открытые. Нас приняли даже эмоциональнее, чем в столичных городах", – поделился босниец впечатлениями от посещения города на Волге.
Глазами режиссера
Кинорежиссер из Болгарии Владимир Штерянов в рамках фестивальной программы встретился со студентами УлГУ.
Владимир Штерянов – российско-болгарский кинорежиссер. Окончив ВИТИЗ "Кр. Сарафов" в Софии по специальности "актерское мастерство", он приехал в Россию и продолжил обучение на высших сценарных и режиссерских курсах при Роскино и Союзе кинематографистов РФ по специальности "Кинорежиссура". По словам Штерянова, ему просто стала не интересна актерская профессия – она ограничивала, не давала выразить восприятие мира. Дебютом режиссера в 1993 году стал полнометражный игровой фильм "Стреляющие ангелы", в котором снялись Руперт Эверетт, Алексей Петренко, Армен Джигарханян, Константин Райкин, Степан Михалков, Федор Бондарчук.
Штерянов – автор не только художественных, но и документальных фильмов. Работая в телепрограмме "Галилео", побывал во многих городах и странах. По его словам, в работе главное не вдохновение, а интересная тема, за которую можно зацепиться, как раз таки путешествуя.
Штерянов пробовал себя и в литературных экранизациях, но его последний проект – фильм о русском генерале Скобелеве, персонаже романа Бориса Васильева "Есть только миг" – был заморожен из-за недостатка средств.
Студентам, которые хотят попробовать себя в кинематографе, режиссер посоветовал известную книгу Александра Митты "Кино между адом и раем", как настольную.
Также он предложил будущим киношникам посмотреть фильмы своего любимого режиссера Милоша Формана – "Пролетая над гнездом кукушки", "Амадей", "Волосы". Кроме того, были отмечены Спилберг, Коппола, Тарковский.
О современном кинематографе режиссер отозвался с грустью: "Положительных явлений в нем очень мало. Есть несколько крупных компаний, которым выделяют много денег и дают возможность делать кино, а результат, как вы и сами видите, не очень хороший. Многие талантливые режиссеры, как правило, малоизвестны, и снимают фильмы с маленьким бюджетом. В Ульяновске я был на конференции по вопросам регионального кино, и меня очень порадовало, что здесь этот вопрос поднимается – должна быть возможность снимать не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в регионах. В больших городах сейчас все увязло в межличностных отношениях. Режиссеры снимают по плохим сценариям своих родственников. С этим нужно бороться".
Болгарским кинематографом Штерянов тоже крайне недоволен. По его словам, современные болгарские авторы зациклены на совершенно неактуальной тематике. "Они снимают о том, как было плохо при социализме. "Конечно, на американских фестивалях за это дают премии. Но как это тормозит развитие!", – сетует режиссер.
Режиссерская деятельность Штерянова продолжается по сию пору, два его последних фильма – "Легенда" и "Лабиринты любви", ульяновцы увидели в рамках фестиваля.