Выставка "Галантный век" — первое представление в Ульяновске творчества Виталия Ермолаева — известного российского художника, доцента Всероссийского института кинематографии имени С.А. Герасимова. В экспозицию вошли 26 произведений мастера, созданных в разные годы. Среди них - "Екатерина Первая в Царском селе", "Зависть", "Аллегро", "Фрейлина со снегирями" и многие другие.
Господин-живописец и Фамильяр Ордена куртуазных маньеристов Виталий Ермолаев является одним из ярчайших представителей галантного направления в живописи конца ХX– начала ХХI века. Художественный труд Ермолаева – это творческий прорыв, проникновение в быт и нравы эпохи, отдаленной от нас тремя столетиями.
Все началось на пятом курсе ВГИКа с курсовой работы на историческую тему по повести Юрия Тынянова "Восковая персона". Этот материал очень увлек начинающего художника, хотя ранее он обращался и к другим историческим эпохам. Работать было интересно, и Виталий Ермолаев сразу вспомнил прогулки по паркам Ораниенбаума, Гатчины, Петергофа и Павловска. Он писал с таким упоением, что для него постепенно открывался новый мир XVIII века, и художник погрузился в него с головой. Потом, уже после службы в армии, после работы на "Мосфильме", он вновь "нащупал" это время и начал создавать внутри него свой стиль.
С 1990 года художник пишет картины, целиком апеллирующие к ХVIII веку. Его творчество пронизано реминисценциями времен Петра и Павла, Елизаветы и Екатерины, с их жизнелюбием и фарсовостью, затейливым сплетением элементов барокко и рококо. Его картинам свойственна театрализация, постановочность, яркость колорита.
Виталий Ермолаев создает свой мир, продолжая прерванные традиции "мирискусников", но не в символико-ностальгическом, а в гедонистическом и ироническом планах. Тяга к карнавальности, изящной праздности и артистичности быта, умение "режиссировать" веселье, - именно это сблизило живописца и поэтов-кавалеров Ордена куртуазных маньеристов. Виталий Ермолаев – художник оригинального склада ума, тонко чувствующий музыку, цвет и юмор, с утонченно развитым чувством прекрасного.
На полотнах живописца неспешно прогуливаются особы императорского звания. Визитная карточка Виталия Ермолаева – огромный розовый слон, бороздящий бескрайние снежные просторы нашего отечества.
Художник пишет виды Санкт-Петербурга и его окрестностей с присущим колыбели Петровщины тяготением к "машкерадной" экстравагантности с ее "зимними забавами": вереницей любителей катания на коньках вокруг мощной глыбы вмерзшего в реку корабля или карнавала ряженых фигуристов в Гатчине.
Виталий Ермолаев смело синтезирует эпохи, поражая неожиданными находками, подвластными лишь собственному взгляду "великого комбинатора". Изумляет самобытный юмор художника, сплетающий воедино цитату и импровизацию в веселье и вакханалию.
Объединенные общей сюжетной линией, культурологической стилистикой Галантного века, произведения являют собой лучшие качества станковой живописи. С одной стороны, они по-детски просты, с другой – несут явный отпечаток портретов, натюрмортов и гравюр эпохи рококо. На каждой такой картине можно найти дух времени и не только рассказать, но и показать, как выглядел роскошный XVIII век. Сочетание примитивизма с детальной проработкой композиций, изысканности живописных приемов с ироничностью сюжетов позволяют зрителю прочувствовать красоту и нарядность эпохи.
Одновременно в музее изобразительного искусства ХХ-ХХI вв. открылась экспозиция графики художников знаменитого творческого объединения начала ХХ века "Мир искусства" (1898-1927) из собрания Ульяновского областного художественного музея. Художников объединяла тяга к ретроспективизму, поиски идеалов в искусстве эпохи Петра I, рококо, барокко середины и второй половины XVIII века, ампире времен Павла I.
В экспозицию включено 15 произведений основателей объединения, выдающихся художников русского и мирового искусства, экспонентов выставок "Мира искусства". Представлена уникальная графика Александра Бенуа, Льва Бакста, Валентина Серова, Николая Сапунова, Андрея Рябушкина, Николая Ульянова, Вадима Фалилеева, Сергея Чехонина, Евгения Лансере, Дмитрия Митрохина, Александра Арнштама. Ряд дополняют произведения декоративно-прикладного искусства ХVIII-ХIХ веков мастеров Германии, Франции из обширного собрания художественного музея.