Джоан Дидион. "Ползут, чтоб вновь родиться в Вифлееме"
В сборник "Ползут, чтоб вновь родиться в Вифлееме" вошли тексты, над которыми американская писательница Джоан Дидион работала с 1965-го по 1967 год. Ее репортажи описывают состояние американского общества в период разлада, связанного с войной во Вьетнаме и ее последствиями.
"Тогда я впервые в жизни имела дело напрямую с признаками тотального разобщения, доказательством того, что мир распадается на части: я отправилась в Сан-Франциско, потому что несколько месяцев не могла работать, меня парализовало убеждение, что письмо - дело несвоевременное, что привычный мне мир больше не существует", - говорит Дидион в предисловии.
Несмотря на ощущение ненужности письма, Дидион продолжает работать и создает тексты, которые описывают эпоху хиппи, рассказывают о звезде голливудских вестернов Джоне Уэйне, миллиардере Говарде Хьюзе, фолк-певице и активистке Джоан Баэз. Все эти зарисовки по отдельности кажутся локальными и порою специфичными, но собранные вместе, создают важный документ для понимания контекста 60-х.
Майя Анджелу. "Письмо к моей дочери"
"Письмо к моей дочери" - сборник эссе американской поэтессы и писательницы Майи Анджелу, ставшей известной благодаря роману "Поэтому птица в неволе поет" - о взрослении черной девушки на юге США. Если другие тексты автора частично основаны на ее биографии, то книга "Письмо к моей дочери" полностью написана из опыта Анджелу. Эссе о расовой сегрегации здесь соседствуют с текстами о важности дружбы и обманчивости первого впечатления, а рассуждения о вежливости переплетаются с рассказами о пережитом насилии и размышлениями о его природе. Анджелу собрала все эти разные тексты под одной обложкой и посвятила их своим "дочерям" - женщинам по всему миру. "Я родила одного ребенка, сына, но дочерей у меня тысячи. Среди них есть чернокожие и белые, еврейки и мусульманки, азиатки, латиноамериканки, индианки и алеутки. Есть толстые и худые, красивые и невзрачные, образованные и неграмотные - я сейчас обращаюсь ко всем. Вот вам мой дар", - пишет автор в предисловии.
Даша Благова. "Южный ветер"
"Южный ветер" - дебютный роман журналистки Даши Благовой. История посвящена южному российскому городу и его жителям, а точнее - пациентам местной психиатрической больницы, которые собираются вместе и начинают создавать свое радио. Темы эфиров постоянно меняются: люди с ментальными особенностями говорят о стигме психических расстройств, о восприятии себя обществом, а иногда рассказывают о политических и экологических проблемах родного города. Несмотря на то, что история вымышлена, писательница вложила в основу книги свой личный опыт. Несколько лет назад Даша Благова вместе с пациентами Психиатрической клинической больницы имени Алексеева делала радио "Зазеркалье", а прототипом города, где происходят все события книги, стала родина писательницы - Минеральные Воды.
Виктор Вилисов. "Постлюбовь. Будущее человеческих интимностей"
Книга театрального критика Виктора Вилисова - глубокий анализ любви в разных контекстах: начиная от государства, экономики и общественной жизни и заканчивая урбанистикой, миграцией, фармакологией и экологией. Текст Вилисова вбирает в себя и личный опыт автора, и отсылки к теоретическим работам философа Жиля Делеза, деколониальной исследовательницы Мадины Толстановой и многих других. "Постлюбовь", сотканная из историй российского контекста и ссылок на работы теоретиков разных стран, напоминает работы Поля Пресиадо - и личным переживанием предмета, о котором пишет автор, и исследовательским взглядом на этот предмет. Однако текст Вилисова - не манифест, но результат долгого и подробного исследования.
Оливия Лэнг. "Тело каждого. Книга о свободе"
Как и предыдущие книги Оливии Лэнг, "Тело каждого" написана в жанре теоретического автофикшна. Зарисовки из личной жизни героини сплетаются с историями Андреа Дворкин и Сьюзен Зонтаг, а рассуждения о теле и свободе соседствуют с рассказами о явлениях недавнего прошлого (автор упоминает движение Black Lives Matter и кризис беженцев в Европе). Умело сплетая эти, на первый взгляд, разные контексты, Лэнг создает подробное исследование о роли тела в социальной и политической жизни. Для британской писательницы, как и для других феминисток прошлого, на чьи истории и работы она опирается, тело как субъект личного становится политическим. Поэтому высвобождение телесности и сексуальности связывается с правами представителей феминистского сообщества, а борьба за свободу приравнивается к борьбе за гражданские права.
Леонид Зорин. "Десятый десяток"
"Десятый десяток" - последняя книга писателя и сценариста Леонида Зорина, автора пьесы "Покровские ворота". В своем последнем тексте Зорин осмысляет прожитые годы с точки зрения главного дела жизни - писательства. Ожидая собственную смерть, автор задается экзистенциальными вопросами о сути существования, о любви и о смерти, что делает его книгу не просто мемуарами, а интеллектуальной прозой. В философских размышлениях кроются истории из прошлого, а еще - постоянная попытка взглянуть на свой писательский путь. Не стоит рассматривать текст как напутствие следующему поколению писателей: сам Зорин пишет, что "меньше всего хотел бы напялить строгий профессорский балахон". "Десятый десяток" - это не лекция, а история, которая помогает взглянуть на писательские ремесло и жизнь глазами того, кто уже ее прожил.
Сон Вон Пхён. "Миндаль"
"Миндаль" - дебютный роман южнокорейской писательницы Сон Вон Пхён. Написанный в жанре "youngadult" текст повествует о подростке Сон Юн Чжэ с алекситимией. Это расстройство личности, из-за которого человек не понимает, а потому не выражает собственные эмоции. Юн Чжэ знакомится с Ли Су, которому, напротив, сложно контролировать эмоции, а потому он часто выплескивает свой гнев. Юн Чжэ проявляет интерес к мальчику, который совершенно не похож на него. Между ними завязывается дружба, порою непростая и даже трагичная, но поучительная и важная для героев. Исследуя отношения подростков, писательница тонко подмечает эмоциональные состояния героев и рассказывает удивительную историю о попытке понять другого и об эмпатии, которая порой требует серьезных усилий.
Вероника Мургия. "Аулия"
Текст мексиканской писательницы Мургии Вероники - о девушке Аулии, живущей среди песков Сахары. Аулия умеет предсказывать погоду, общается с животными, чем пугает соседей, и однажды влюбляется в странника. Книга, наполненная аллюзиями на "Тысячу и одну ночь", поднимает сложный вопрос о взрослении женщины в патриархальном обществе.
Мари Павленко. "Я - твое солнце"
История 17-летней Деборы, которая сталкивается с недетскими проблемами. Близкий человек девушки пытается покончить с собой, ее семья разрушается, а влюбленность превращается в несчастную любовь. Но Дебора не сдается и с помощью дружбы, шуток и любимых книг учится справляться с первыми в жизни взрослыми испытаниями.
Олег Ивик. "Мифозои"
Вымышленные, сказочные животные интересуют людей ничуть не меньше, чем настоящие. Достаточно вспомнить, что одна из самых интересных книг Хорхе Луиса Борхеса так и называется - "Книга вымышленных существ". Интерес к ним, конечно, был куда выше в средние века, нежели сейчас, - но и по сей день культурологи разбирают историю фантастических зверей и их взаимоотношения с людьми. Свидетельством этого стала книга "Мифозои. История и биология мифических животных", вышедшая в июне. Она наверняка заинтересует любителей неведомого и невиданного.
Павел Басинский, Екатерина Барбаняга. "Алиса в русском Зазеркалье.
Последняяимператрица России: взгляд из современности"
Форму романа-диалога, который позволяет рассмотреть героя с разных сторон, Павел Басинский и Екатерина Барбаняга нашли в 2020 году - тогда вышла их книга "Соня, уйди! Софья Толстая: взгляд мужчины и женщины" о злосчастной жене Льва Толстого, о личность которой до сих пор ломается множество копий. Примерно то же самое можно сказать о немецкой принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской, более известной как Александра Фёдоровна. Последнюю русскую императрицу и по сей день рисуют то страстотерпицей, то глупой истеричкой, не в добрый час решившей стать главной советчицей "хозяина земли русской" Николая II.
Басинский и Барбаняга поставили перед собой задачу представить живой образ императрицы, равно далекий как от сусальных картинок, так и от нетерпимо-советских оценок. О дальнейшем судить читателю.
Саша Николаенко. "Муравьиный бог: реквием"
В своем новом романе автор книги "Небесный почтальон Федя Булкин" Саша Николаенко снова обращается к теме беззащитного детства. Критики уже сравнивают "Муравьиного бога", с одной стороны, с произведениями обэриутов с их нарочитой наивностью и умением весело говорить о страшном, с другой - с книгами не менее оригинальных и тоже по-своему страшных Фёдора Сологуба и Леонида Андреева. Но в том и заключается талант Николаенко, что даже в своих страшных историях она находит свет и надежду, с которыми можно вынести самые трудные времена.
Людмила Петрушевская. "Королева Лир. Чудесные истории"
Сказки, вошедшие в книгу "Королева Лир", Людмила Петрушевская, по ее словам, чаще всего сочиняла для детей и внуков, иногда прямо на ходу. Если судить по вполне говорящему названию книги, перед нами очередной сборник постмодернистских переосмыслений известных сюжетов - это и так, и не так.
В отличие от многих современных сказок, напоминающих что-то вроде "серьезного комикса", истории Петрушевской полны юмора и мягкости и всегда заканчиваются счастливо. Это вновь подчеркивает, что потребность человека в доброй сказке никуда не исчезла - неважно, происходит ли ее действие в сказочном королевстве или в современном мире.
Джонатан Коу. "Мистер Уайлдер и я"
Своего рода сказкой стал и новый роман Джонатана Коу - история знакомства наивной барышни по имени Калиста с великим режиссером Билли Уайлдером. Книга "Мистер Уайлдер и я" представляет собой коктейль, где смешаны роман взросления, психологический портрет, история жизни одной из самых ярких звезд Голливуда и признание в любви к голливудскому кино, золотая эра которого уходит на глазах героини.
Лучшие фильмы Уайлдера - "Квартира", "В джазе только девушки", "Сансет-бульвар" - привлекают не только мастерской режиссурой или сценарием, но и эффектными героинями, чаще смешными, а иногда страшными. Наверное, именно это и подсказало подобный ход писателю - давнему поклоннику Билли Уайлдера.