В Государственной Думе прошли большие парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования. В дискуссии приняли участие ректоры и преподаватели ведущих российских вузов, представители студенческого сообщества, работодателей, региональных органов власти, эксперты, лидеры фракций.
Председатель ГД Вячеслав Володин обратил внимание ректоров и представителей вузовского сообщества на важность критерия качества, а не количества в системе образования, предложил проводить курсы повышения квалификации специалистов только на базе ведущих вузов страны и отдавать приоритет практическим очным занятиям, а не онлайн-обучению. "Когда речь пойдет о принятии решений по итогам слушаний, будем инициировать изменения в законодательство", - добавил Вячеслав Володин.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил, что для успешного развития системы образования необходимо уделить внимание всем его ступеням - от школы до вуза. По его словам, в отечественном высшем образовании есть хорошие традиции в обучении математиков, физиков, инженеров и такую модель обучения можно распространить на все сферы.
"Важно, чтобы академическая мобильность развивалась на принципах и по модели, которые в первую очередь соответствуют интересам нашей страны, чтобы мы не стали интеллектуальными донорами других стран", - подчеркнул Фальков.
В своем выступлении министр назвал ключевые принципы новой системы национального высшего образования. Первый - направленность на развитие интересов страны, достижение национальных целей. В реалиях сегодняшнего дня это обеспечение технологического суверенитета, отметил Валерий Фальков. Второй принцип - открытость, развитие отношений со всеми, кто в этом заинтересован. Третий - сочетание фундаментальности и практичности. Четвертый принцип - гибкость: система образования должна исходить из запросов экономики, работодателей. Помимо этого, важна практичность: образование должно быть востребовано.
Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий отметил, что во многих областях знаний получение квалификации магистра за два года без соответствующей базы привело к ухудшению качества образования. Он предложил рассмотреть несколько траекторий развития высшей школы в России. Первая - специалитет на пять-шесть лет с получением одной или двух квалификаций. Этот вариант Садовничий считает приоритетным: так нужно готовить специалистов для высокотехнологичных и имеющих государственное значение отраслей.
Вторая - бакалавр + магистр по интегрированным специальностям: это целесообразно для наукоемких, высокотехнологичных направлений подготовки. Вариант предполагает возможность выхода с траектории после диплома бакалавра, однако статистика МГУ показывает, что 90% выпускников предпочитают именно эту модель, то есть вариант прошел проверку временем. Третья - оставить доминирующую сейчас модель бакалавриата в четыре года с отдельными правилами приема: она подходит преимущественно для иностранных граждан.
"Конечно, не должны быть ущемлены права тех, кто сейчас учится", - заключил Виктор Садовничий.
Председатель Комитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев назвал ключевой фигурой в системе образования преподавателя. По его словам, следует обеспечить педагогам достойное финансовое вознаграждение. Помимо этого, важнейшим показателем качества высшего образования является способность выпускника университета самостоятельно вырабатывать и принимать решения, эффективно действовать во всех сферах производственной и общественной жизни в отсутствие жесткого контроля и принуждения.
Дискуссия не обошлась без вопросов об онлайн-обучении. Председатель Госдумы обратил внимание министра на то, что "диванное образование в сфере подготовки врачей, летчиков, инженеров может привести к плохим последствиям". Валерий Фальков с заявлением согласился. Озабоченность проблемой разделил и ректор МГУ: "Очные занятия в присутствии руководителя, создание научных школ, чем была богата наша страна, - это наше будущее. И конечно, никакие дистанционные формы этого не заменят. Все мы вырастали в школах Колмогорова, Седова и так далее. Это было очень важно - ходить по коридорам со своим учителем и обсуждать, что делать".
С выходом России из Болонской системы студентам не стоит бояться непризнания дипломов, заверил Фальков: "Иными словами, членство в Болонской системе не подразумевало признания дипломов. А на это влияет двустороннее соглашение либо межвузовские коммуникации. У нас есть 43 соглашения - именно на основе них принимаются решения. Пока нет ни одного случая, где бы мы сделали шаг назад".
Новая модель должна учитывать традиции, "мегапредметность", практикоориентированность и новые вызовы, отметил ректор МГЮА им. О.Е. Кутафина Виктор Блажеев.
Уже в осеннюю сессию парламентарии могут выйти на принятие законодательных решений, которые меняют принципы высшего образования и образования в целом. Прозвучал призыв снижать зависимость российских ученых от мнения западного научного сообщества и не оценивать их достижения по наличию зарубежных публикаций. В Думе считают, что у России появился шанс "вернуться к лучшей системе образования, которая когда-либо существовала".