100 лет назад началась история контрольно-ревизионного аппарата Министерства финансов Российской Федерации. Именно в этот день по решению Правительства СССР в составе Народного комиссариата финансов было создано Финансово-контрольное управление.
За прошедший век система государственного финансового контроля преодолела большой и сложный путь становления и развития.
В 2016 году в связи с упразднением Росфиннадзора и его территориальных органов функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций были переданы Федеральному казначейству.
Так, помимо предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса, Федеральное казначейство приступило к контролю в финансово-бюджетной сфере с использованием всех своих информационных ресурсов. Сегодня специалистами структуры обеспечена непрерывность контрольных функций - от предварительного и текущего контроля к последующему.
За семь лет сотрудники службы провели более 500 проверок с общей суммой проверенных средств свыше 140 миллиардов рублей, выявлено нарушений на 9,7 миллиардов рублей. В федеральный бюджет и внебюджетные фонды Российской Федерации объектами контроля возвращено более 250 миллионов рублей.
В настоящее время Управление Федерального казначейства по Ульяновской области осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства о контрактной системе, следит за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ, об исполнении государственных заданий. Специалисты контролируют использование средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счетах регионального оператора.
Таким образом, в поле зрения управления в качестве объекта контроля могут попасть различные организации: государственные и муниципальные учреждения, органы управления государственными внебюджетными фондами, юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также физические лица.
Объекты контроля включаются в план контрольной деятельности с учетом риск-ориентированного подхода, предусматривающего оценку по таким критериям, как "существенность последствий нарушения" и "вероятность допущения нарушения". При составлении плана учитываются обращения граждан, информация, поступившая из правоохранительных органов, и информация, опубликованная в СМИ.
В прошедшем году некоторые изменения в законодательстве существенно ограничили проведение контрольных мероприятий. Тем не менее, ульяновское управление провело 44 проверки, на которые ограничения не распространялись. Общая сумма проверенных средств составила 15,7 млрд. рублей, на сумму 150,8 млн. рублей было выявлено нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. По итогам деятельности управления в 2022 году из бюджета Ульяновской области возвращено в доход федерального бюджета более 23 млн. рублей.
Основными видами нарушений, выявляемых ревизорами управления, являются нарушение порядка предоставления бюджетных средств, нецелевое использование бюджетных средств, нарушение требований к исполнению контракта, условий исполнения контракта, нарушение порядка ведения бюджетного учета и пр.
Специалисты управления составили 40 протоколов об административных правонарушениях, вынесли 11 постановлений о назначении административных наказаний, сумма наложенных и уплаченных штрафов составила 70 тыс. руб.
В этом году ограничения на проведение контрольных мероприятий не установлены. Утвержденный план на год включает в себя порядка 45 контрольных мероприятий, в том числе проверки реализации мероприятий национальных проектов "Экология", "Жилье и городская среда", "Культура", государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" и другие. На сегодняшний день завершено 19 проверок и 12 обследований.
В управлении считают: ревизор - это не просто профессия, а образ жизни. Для работы в контрольно-ревизионном подразделении управления недостаточно только теоретических знаний. Быть ревизором - значит обладать аналитическим складом ума, мыслить нестандартно, уметь обращать внимание на каждую деталь, уметь добывать и анализировать информацию, а также иметь свою точку зрения и волевой характер, чтобы отстоять ее. Отличительная черта ревизора - стремление к профессиональному развитию, постоянному обновлению своих знаний, в том числе компетенций в области цифровой экономики.
Достичь необходимого профессионального уровня новым сотрудникам помогают опытные коллеги - наставники, в среднем необходимо два года, чтобы подготовить ревизора - руководителя проверки и доверить ему самостоятельное проведение контрольного мероприятия.