Выставка "Рисованный лубок и медное литье старообрядцев" - очередной партнерский проект музея-заповедника "Родина В.И. Ленина" и Государственного исторического музея (Москва). Впервые представлены 56 единиц рисованного лубка старообрядцев из фондового собрания Государственного исторического музея.
Рисованный лубок представляет собой интересный и редкий вид народного изобразительного искусства, получивший свое развитие в России в конце XVIII и на протяжении XIX века. Своим появлением жанр обязан старообрядческому Выго-Лексинскому общежительству, возникшему в 1694 году на Севере России недалеко от Онежского озера, куда бежали и переселялись противники церковной реформы патриарха Никона, гонимые за "старую веру". Выго-Лексинское общежительство стало центром книгописания, иконописания, меднолитейного дела, художественной обработки изделий из дерева.
Искусство рисованных настенных картинок распространилось с Севера в центральные районы России, где возникли свои школы рисованного лубка - Гуслицкая, Московская. Выставка предлагает показ материалов именно по школам рисованных картинок, что дает возможность подчеркнуть их художественные особенности.
Старообрядцы - неоднородное религиозное течение внутри Русской православной церкви. Оно возникло в середине XVII века, после того как московский патриарх Никон (1605-1681) провел церковную реформу. Изменения коснулись церковных книг, ведения службы, двуперстное крестное знамение было заменено троеперстным, а земные поклоны на поясные. Это привело к тому, что не все согласились с новыми порядками. Так появилось понятие "старообрядцы". Церковь считала их еретиками, произошел церковный раскол.
Второй раздел составляют экспонаты старообрядческой меднолитой пластики из собрания музея-заповедника "Родина В.И. Ленина": иконы, складни и их фрагменты, восьмиконечные кресты. Это наиболее распространенные предметы культа, создававшиеся старообрядческими мастерами-литейщиками. Во второй половине XIX– начале XX века старообрядческая меднолитая пластика широко продавалась на крупнейших российских ярмарках, поскольку была популярна не только у староверов, но и у приверженцев официальной христианской идеологии.
Дополнит выставку документальная экспозиция, посвященная распространению и бытованию старообрядчества в пределах Симбирской губернии. Это малоизученная страница региональной истории.
Ульяновские исследователи раскола Православной церкви полагают, что на культуру и экономику Симбирского Поволжья весьма существенно повлияли старообрядческие течения и даже, что сам край являлся одним из центров старообрядчества. В подтверждение этого мнения можно процитировать самого известного поборника древнего благочестия протопопа Аввакума: "А по Волге той живущих во городах и в селах тысяча тысячами положена под меч нехотящих принять печать антихриста". Территории, находившиеся в пределах Волги, священник Василий Архангельский упоминает как "большею частью зараженные расколом". Епархиальные журналы XVIII-XIX вв. свидетельствуют о росте старообрядчества в Среднем Поволжье. В некоторых деревнях Самарской и Симбирской губерний раскольнические движения имели довольно сильные позиции. По селам ходили "святые" проповедники "старой веры", приводя людей в "старую веру" из недр "никоновской ереси" и "антихристова владычества".
Несмотря на все гонения громадная духовная сила помогла старообрядчеству не только пережить сложные времена, но и внести значительный вклад в экономическую и культурную жизнь России. Карательные меры, ссылки, обличения, публикации полемических сочинений и другие меры привели к еще большему единению старообрядцев. Они компактно селились в отдаленных землях: в Поволжье, на Дону, на Урале, в Сибири и на Русском Севере. Обособленное проживание способствовало созданию своей культуры. Сохраняя и развивая традиции древнерусского искусства, старообрядцы сформировали яркие, самобытные направления - старообрядческое иконописание, рисованные и печатные лубки, медное литье, предметы из дерева и многое другое.