Каждый год этот город опускается под воду на несколько сантиметров. Когда-нибудь он совсем исчезнет с лица земли, а пока сюда едут влюбленные со всего мира, чтобы, бродя по узким улочкам, вдыхать пьянящий воздух лагуны.
Город Казановы
Даже сами итальянцы считают поездку в Венецию без любимого человека чем-то немыслимым, ведь это один из самых романтичных городов мира. На самом деле такое мнение - всего лишь условность и туристический штамп, ибо в Венецию нужно приезжать одному, чтобы сполна насладиться его сюрреалистической красотой и проникнуться духом авантюризма. Последний пронизывает здесь все, как наследие самого известного венецианца всех времен - Джакомо Казановы. Сегодня его имя мелькает в Интернете не реже, чем имя любой голливудской знаменитости, о любовных похождениях итальянца пишут книги и снимают фильмы. Так что же его так прославило? Несомненно - любовь к жизни! В Венеции просто нельзя иначе. Здесь тебе под кожу проникает будоражащий дух авантюры, а по телу разливается трепетное предвкушение любовных приключений. Здесь невозможно почувствовать одиночество или быть одиноким – даже в самых отдаленных уголках с тобой всегда остается мистический Город и его необыкновенная способность к игре, приключениям, интригам и удовольствиям. Казанове удавалось быть единодушным с Венецией лучше всех…
Венеция – город XVIII века. Именно тогда она достигла пика своего расцвета. Она уже не воевала и не торговала, а лишь праздновала свои победы. Венеция была второй столицей Европы и царицей Адриатики. В пышных декорациях города, созданных природой и человеческим гением (Венеция расположена на 118 мелких островах), шел нескончаемый спектакль под названием венецианская жизнь. Город почти не спал, каждую ночь были открыты двести кафе, семь театров, бесчисленное множество казино, в которых только глубоко за полночь зажигались свечи. Здесь все было можно и все дозволено. В этом городе знали толк в моде и костюмах. По улицам проходили люди в масках и шелковых плащах, а женщины красили волосы в золотой цвет, увековеченный Тицианом. Когда венецианский сенат решил обложить налогом всех куртизанок, их, согласно переписи, оказалось более одиннадцати тысяч. Если подумать, что кроме них в Венеции жили еще и патрицианки, актрисы, танцовщицы и просто богатые торговки, можно себе представить, сколько жемчуга и золота, кружев и мехов, драгоценных камней и тканей блистало на балах и площадях!
Венецианский карнавал
Особенно роскошной была Венеция в дни карнавала. Говорят, что сегодня десятидневные проводы зимы - а именно столько длится венецианский карнавал - лишь тусклый отблеск былого великолепия, рассчитанный на туристов. На самом деле число туристов в карнавальные дни здесь огромно, и сначала ты просто теряешься в разношерстной многоязыковой толпе, которая сосредоточена главным образом в сердце Венеции, на площади Сан -Марко. Отсюда толпа неторопливо растекается вдоль каналов под непрекращающиеся рассказы гидов. Группа за группой прибывают туристы, и, подобно морскому десанту, высаживаются с круизных лайнеров и вапоретто (маленький городской пароходик), атакуют сувенирные лавочки и набрасываются прожорливыми объективами фото- и видеокамер на спокойно разгуливающих в карнавальных костюмах венецианцев. Их нельзя за это винить.
Ряженые в шикарных костюмах XVII-XVIII веков, стоимость которых иногда доходит до десяти тысяч долларов, реальны и нереальны одновременно. Арлекины, Коломбины, гвардейцы, жонглеры, вампиры и ангелы, серебро и золото кружев, мерцание драгоценных камней и маски, маски, маски… Улицы, площади, каналы и мосты бурлят, превращаясь в огромную сцену, на которой разворачивается грандиозное действо самого захватывающего в мире спектакля - венецианского карнавала. Музыкальные программы и шоу, балы и концерты проходят по всей Венеции, не оставляя ни единого шанса скуке. А заканчивается веселье, как это ни странно, ритуальным погребением. Хоронят, правда, всего лишь соломенное чучело. Так Венеция прощается с зимой. Традиция венецианского карнавала восходит к языческому празднику Римских Сатурналий. Во время этого праздника все были равны. Нет больше ни патрициев, ни слуг, ни монахов. Вот почему костюм и маска не просто символы Венеции, это правила игры. В маске можно делать все – покупать продукты, наносить визиты, ходить в церковь. С приходом христианства традиции карнавала были надолго забыты. Возродился праздник спустя столетия с началом Ренессанса. Но, так же как и в былые времена, основным украшением карнавала являются знаменитые венецианские маски.
Потерявшаяся во времени
За этим спектаклем необыкновенно тяжело увидеть душу города, поэтому я ухожу прочь от туристических мест, от ярко освещенных витрин, погружаюсь в черную путаницу узких переулков и каналов, в тишину, в странные всплески и гулкие отзвуки шагов. Я знаю, впереди – прошлое. Этот резкий переход в другую реальность – действительно острое ощущение, которое можно обрести, только блуждая в одиночестве, путаясь в нескончаемой череде мутных каналов, которые причудливо петляют и внезапно заканчиваются тупиками. Здесь каждый мост как подарок, на который можно надеяться, но нельзя рассчитывать.
Даже как-то странно думать о том, что здесь, как и в любом другом городе, есть школы, больницы, офисы, что горожане живут своей повседневной спокойной жизнью. Несмотря на то, что венецианское общество считается одним из самых закрытых в мире, в повседневном общении "аборигены" милые и понимающие. Они обреченно смотрят на туристов как на нечто неизбежное и уже практически не жалуются на то, что их родной город давно превратился в музей под открытым небом.
Говорят, что Венеция сегодня – это призрак былой жизни, а, как известно, призраки не разгуливают днем в толпе. С ними надо общаться ночью. В окнах лавочек мерцает муранский бисер, блестит разноцветное стекло, среди темных окон белеет кружево и знаменитый венецианский бархат. Ты ощущаешь, что кто-то наблюдает за тобой, вздрагиваешь и понимаешь, что это черные глазницы носатых масок провожают тебя пристальным взглядом. Вдруг за углом черной тенью опасно взметнулся мужской плащ, и ты понимаешь - это неизбежное любовное приключение идет к тебе навстречу...
Когда под утро, вырвавшись из романтического плена темных переулков и белых мраморных мостов, ты выходишь на пустынную площадь к Дворцу дожей, немного устав от бессонной ночи (ибо спать здесь – преступление), ты чувствуешь, что Венеция все еще пахнет духами, воском и пудрой.
Олеся АНТОНОВА преподает в Лингвистическом центре
Института международных отношений УлГУ.
Окончила факультет лингвистики и международного сотрудничества, прошла стажировку на Кубе. Во многом благодаря ее увлеченности испанским, слушателей в центре становится все больше с каждым годом. В прошлом году здесь открылись курсы итальянского языка, которые также ведет Олеся Федоровна, и ульяновцы проявили к ним большой интерес. Этим летом специалисты центра планируют выезд группы слушателей в Италию для прохождения ускоренного курса итальянского языка и сдачи экзамена на сертификат Университета Венеции.