Перенестись в будущее на машине времени под названием "Литература" пытались многие писатели-фантасты – Олдос Хаксли, Евгений Замятин, Джордж Оруэлл, Рэй Брэдбери… Их "предсказания" уже начали сбываться – эти писатели стали пророками технократического мира, об опасностях развития которого они и предостерегали. Ульяновская писательница Екатерина Дорогова видит иной путь развития человечества – она верит в раскрытие новых человеческих возможностей. Люди не только научатся летать, но и приобретут многие другие сверхъестественные способности, например, способность предсказывать будущее или материализовывать предметы – обо всем этом Екатерина рассказывает в своей книге "Дом тысячи дверей".
Екатерина – выпускница юридического факультета и факультета лингвистики и международного сотрудничества УлГУ, но юриспруденция занимала ее недолго. Она пробовала себя во многом, но самое главное в ее жизни – литература и познание человеческой природы. Свой творческий псевдоним "Ари Ясан" Екатерина называет духовным именем, которое символизирует свободу от социальных привязанностей, поскольку не является ни мужским, ни женским и не относит ее к какой-либо национальности или культуре. В 2012 году она вошла в список ста лучших молодых авторов, пишущих на русском языке: ее роман "Дом тысячи дверей" включен в лонг-лист международной литературной премии "Дебют". Эту книгу Екатерина считает делом всей своей жизни. В 2012 году была издана ее книга о сыроедении "Живая кухня по-русски". На просторах Интернета Екатерина довольно известна. Некоторые из ее фотографий уже разошлись по всему миру. А недавно на популярном сайте "Амазон" была опубликована ее первая книга на английском языке.
"Без себя" жить невозможно
"Вот они сделали невообразимо длинный шаг, а за ним сразу протяжный прыжок. Как высоко! А потом выше и еще выше… В. казалось, что на ногах у него появились пружины. Ему и боязно было (что станется, если Аус отпустит его руку?), и в то же время какой-то детский восторг проснулся в нем. Он почему-то чувствовал, что для него это естественно – так странно бежать и так высоко прыгать. Словно когда-то он хорошо умел это делать, но потом по неведомой причине забыл это свое умение…"
(из романа "Дом тысячи дверей" Ари Ясан)
– Когда вы начали писать?
– После окончания университета я некоторое время работала в Фонде имущества города – поначалу ведущим специалистом, а потом и начальником отдела приватизации. Из меня получился неплохой юрист, и мне нравилась юриспруденция. Особенно благодарна юридическому факультету за то, что обучение там позволило мне развить логическое мышление.
Но я с детства чувствовала и знала, что мне нужно писать. И что дело всей моей жизни – написать книгу. Что такое предназначение? Это та социальная роль, которую человек призван сыграть и в которой он может наиболее полно реализовать весь свой потенциал.
До тех пор пока человек не найдет "дело своей жизни", он будет чувствовать себя несчастным, словно живет чужой судьбой и находится не на своем месте. Я расставила приоритеты и оставила работу, не позволявшую мне реализовать себя в литературе. Начались поиски, переосмысление жизни вообще и роли в ней человека. Тогда я поняла, что человеческую природу можно познавать бесконечно.
Создать себя
"Их прыжки стали очень высокими и долгими, и каждый раз на самом пике прыжка В. чувствовал, как сердце сладко ухает. В. не знал, как это у них получается, но несомненно на какое-то время они преодолевали земное притяжение и почти летели, как птицы. Летели? Так вот почему Улет! Неужели они и в самом деле взлетят?
Но у В. не осталось времени, чтобы поразмыслить над этим, потому что внезапно зеленое поле закончилось, и они с Аусом обрушились в пропасть, причем Аус предательски отпустил руку В…"
– Вы много работаете не только над книгами, но и над своим образом – почему?
- Все, что я делаю, мои книги, фотографии, видео, аудио, записи в Интернете – это так или иначе попытка раскрыть свой внутренний мир, поделиться богатством своей души с другими людьми. Я считаю, что когда мы все будем без страха делиться своими переживаниями, наша цивилизация продвинется на новый уровень. Я исследую грани человеческой натуры, ищу новые возможности, а свои исследования начинаю прежде всего с себя самой. Сыроедение, например, это одна из таких возможностей.
"Дом тысячи дверей"
"В. хотел было закричать от ужаса, но что-то в нем всеми силами воспротивилось падению, и В. завис в воздухе, словно кто-то удержал его. Замерев от страха, В. смотрел в пустоту под собою. Внизу были облака, похожие на белый туман. В. помотал ногами. Это было самое странное и самое восхитительное ощущение, которое он когда-либо испытывал в своей жизни, вот так висеть. Рядом с ним, улыбаясь, парил Аус.
– Как тебе? – спросил он В…"
– О чем ваша книга "Дом тысячи дверей"? Как возникла ее идея?
– "Дом тысячи дверей"– это сказка для взрослых, в которой рассказывается о возможном будущем человечества, о духовной и телесной трансформации, о тех чудесах, которые, как я полагаю, скоро станут нам всем доступны. Идея этой книги возникла, когда начался мой духовный поиск. Тогда у меня была острая потребность в учителе, мудром и знающем человеке, который вел бы меня по жизни. Но подходящей кандидатуры не было. Тогда я такого человека придумала сама – им стал Мистер из "Дома тысячи дверей", (а по сути он – Мастер). Так я поняла, что мой Учитель во мне самой. Мистер появился и показал мне новый мир, который я описываю в своей книге. Та часть "Дома тысячи дверей", что была представлена на "Дебюте", написана примерно за пять лет. Хотя процесс написания книги очень размыт во времени. Ведь главное не зафиксировать мысли на бумаге, а прожить определенные жизненные ситуации, в которых будет осуществлено то, что я называю "обучением души". А сама книга – это уже скорее отчет о проделанной душевной работе.
"Живая кухня по-русски"
"В. хотел бы подобрать слово, выражающее его чувства, но эпитеты "чудесно", "бесподобно", "волшебно" и так далее меркли перед тем упоительным ощущением собственной невесомости, что владело им сейчас…"
– Как вы стали сыроедом?
– О сыроедении я узнала из книги Вадима Зеланда. Прочитала всего десять страниц, и мне этого хватило, чтобы понять, что именно эту информацию я давно искала. Особых сомнений в том, нужно ли мне переходить на новое питание, у меня не было. Уже несколько лет до того меня преследовало ощущение, что та пища, которую я ем, мне не подходит. Переход был непростым, но основная сложность заключалась не в перестройке тела и физиологических реакций, а в перестройке сознания. Ведь, для того чтобы по-другому питаться, нужно думать, чувствовать и жить тоже по-другому. Сейчас я, как и прежде, придерживаюсь вегетарианского сыроедения, в первую очередь потому, что мне необходим высокий уровень творческой энергии. Когда я начала питаться живой пищей, я даже писать книги стала по-другому.
Книжная полка
"– Летим? – спросил Аус.
Летим? А В. еще и летать умеет, а не только в воздухе висеть? В. сделал несколько неловких движений и переместился в воздухе! Он и вправду умеет летать!"
– Какая художественная литература более всего повлияла на вас?
– Каждая из книг, которую я читаю, почти всегда становится вехой моей жизни. Как правило, я никогда не читаю только ради развлечения. Я полагаю, что читать и писать нужно такие книги, которые могут перевернуть жизнь человека и изменить весь мир.
Первое, что на меня повлияло – русская классическая литература. Например, в произведениях Гоголя и Булгакова очень ярко выражено ощущение жизни как сказки. Это как раз то, что я поддерживаю в себе и развиваю. Когда была ребенком, я чувствовала сказку во всем постоянно. Это чувство однажды вернулось ко мне, когда я уже стала взрослой, и с той поры я больше не хочу его терять. Именно поэтому основной жанр, в котором я пишу, это фэнтези, то есть, по сути, та же сказка.
Жизнь в Интернете
"– Летим? – повторил Аус.
И они полетели. Куда, В. не знал, он следовал за Аусом. В. целиком отдался наслаждению полетом. В. мог и кувыркаться в воздухе, и парить, раскинув широко руки, подставив лицо ветру, а мог даже перевернуться на спину и все равно при этом лететь. В. попробовал все вышеперечисленное и еще пару штучек. Аус с понимающей улыбкой следил за его выкрутасами…"
– У вас довольно много интернет-проектов. Это не отвлекает от литературы?
– Все современные люди в той или иной степени "живут" в Интернете. В Сети все время что-то происходит, а книга оторвана от жизни, она не интерактивна. Книга вовлекает в другой мир, а покидать свою маленькую реальность многие уже разучились. Поэтому люди сейчас так мало читают.
В то же время из-за влияния Интернета внимание человека становится очень рассеянным, трудно сконцентрироваться на чем-то одном. С видео ты переключаешься на разговор, а с разговора на прочтение какой-нибудь статьи, параллельно ищешь что-то в Гугле. Потом разбросанность переходит в жизнь – в голове мешанина из тем, которые в итоге так и остаются нераскрытыми. Мне это, например, ужасно мешает писать. Но все же я не хочу уходить из Интернета. Наоборот, я стараюсь писать так, чтобы мои книги были в каком-то смысле виртуальными. Мне нравится "жить" в Интернете. Это тоже некий вид моей творческой деятельности. Но нужно научиться совмещать постоянное присутствие в Интернете с работой над книгами.
Связи с реальностью
"Под их ногами расстилались облака, но потом облака расступились и внизу появилась земля. Лесные массивы и луга, прямоугольники городских улиц, серпантины рек и дорог складывались в причудливую мозаику. Деревенские домики отсюда казались лишь крохотными пуговками на сером бархате. "Каким правильным и упорядоченным кажется все отсюда, и в какой повергаешься хаос, когда пребываешь там, внизу", – подумал В. Ему и вспоминать не хотелось о том, что когда-то и он жил там, в этих домишках, которые отсюда кажутся всего лишь крохотными пуговками на сером бархате..."
– Вас никогда не настигали сомнения – вдруг то мировоззрение, которого вы придерживаетесь, очень далеко от объективного мира, вдруг это только фантазии?
– Внешний мир начинается с внутреннего. Реально все, что человек воспринимает. Мир людей, в котором мы живем, – наша общая договоренность, но это не единственная реальность, в которой мы можем жить. Ведь наша жизнь не начинается в роддоме и не заканчивается в могиле. У всех есть бессмертная душа. Материализм, конечно, имеет право на существование, но мне лично эта концепция кажется слишком ограниченной. Я чувствую, что человек это нечто большее, чем просто тело или винтик социальной системы. По сути, каждый из нас – это бесконечная Вселенная и в каждом живет множество разных людей. Вот об этом я и пишу свои книги.
… Я верю, что наш город действительно скоро станет культурной столицей. Уже сейчас у нас реализуется много интересных проектов, и их будет еще больше. Я надеюсь сделать свой вклад в развитие и процветание нашего города. По крайней мере, благодаря моим фотографиям виды Ульяновска и Ульяновской области уже стали более известными в нашей стране, ведь эти фотографии видело множество людей. А еще мне кажется, что свою главную книгу "Дом тысячи дверей" я смогу дописать только в Ульяновске, потому что моя сказка началась именно здесь.
Кроме того, мне бы хотелось организовать творческую мастерскую и передать мой опыт молодежи нашего города. Чему я могу научить? Тому, как найти путь к себе, а это, пожалуй, самый главный путь для каждого человека.