По образованию Йоханна языковед-славист, и, однажды побывав в России, она просто не могла сюда не вернуться. После той первой поездки Йоханна поняла, что Россия для нее "не раскрыта". Она полюбила Волгу, которая, по ее словам, несравнима с Везером, протекающим в Бремене.
В России она уже не чувствует себя иностранкой. "Это очень интересно, потому что в то же время россияне воспринимают меня как иностранку. Но когда я возвращаюсь сюда, чувствую, что приехала домой. То же самое, но еще сильнее я испытываю, приезжая в Германию", – рассказывает Йоханна. Она училась в двух германских университетах – во Фрайбургском и в Мюнхенском, и за время работы в России успела заметить разницу между двумя системами образования – российской и германской.
Более свободное расписание
– В германских университетах нет групп – все обучение индивидуально. Конечно, студенты посещают общие семинары по фундаментальным предметам, курс которых должен пройти каждый, но есть и множество "спецкурсов", как их назвали бы в России. Такие спецкурсы, направленные на более углубленное изучение, каждый студент выбирает сам, поэтому общие группы просто невозможны.
Больше семинаров
– В Германии студент выбирает сам, что ему записывать из прочитанной преподавателем лекции. Часто занятия проходят в форме семинара, и студенты очень активно работают самостоятельно – читают доклады, организуют презентации и дискутируют. Главное на семинаре – полемика между студентами и преподавателями, обсуждение заданной темы. Очень важно, чтобы у студентов формировалось собственное мнение и чтобы они учились его аргументировать. В России лекционных занятий больше, чем семинаров. Многие студенты ожидают, что человек за кафедрой скажет им, что правильно, выделит для них самое важное, а они запишут в тетрадь. И на этом все заканчивается. Здесь меньше дискуссионности, выражения своего мнения и его аргументирования. Найти причины этого сложно. Можно лишь предположить, что этот момент упущен еще в школе, учителями. И "школьное" отношение переносится на учебу в университете.
Инициативность
– Мне кажется, что в Германии студенты более инициативны. Хотя, конечно же, не все. Думаю, это вопрос воспитания. Возможно, не только школьного, но и воспитания в семье. Иногда я слышу от студентов фразы вроде "Я сам не знаю, зачем это изучаю, но надо же...". В Германии такого меньше, потому что школьники чаще сами решают, чего хотят и почему. Они быстрее становятся самостоятельными.
Если бы я думала, как найти высокооплачиваемую и легкую работу, когда поступала в университет, пошла бы совсем по другому пути. Но я всегда любила языки, это было очень мне интересно, поэтому сделала такой выбор. Конечно же, в Германии школьники тоже зачастую при выборе образования руководствуются будущей зарплатой, и я не думаю, что это плохо. Но все же работа должна иметь для тебя смысл, а учеба – способствовать саморазвитию, раскрытию возможностей человека. Образование не должно быть только инструментом для зарабатывания денег. Но это уже всемирная проблема. Страх остаться без работы есть и у многих германских студентов.
Практика
– Студенты проходят практику на так называемых "каникулах", когда нет лекций – это два зимних месяца и два или три летних. На самом деле это совсем не каникулы, потому что во время них студенты тоже занимаются, но самостоятельно – пишут домашние работы на научные темы, готовятся к экзаменам и проходят практику. На некоторых специальностях практика не обязательна, но в любом случае это необходимо – большинство студентов понимают: без практики их просто не возьмут на работу.
Можно ли российскому студенту получить бесплатное образование в Германии? Этот вопрос связан с организацией, в которой я работаю – Германской службой академических обменов (DAAD). Государственное образование в Германии бесплатно. Для российских студентов мы выделяем стипендию на прохождение магистратуры. Выпускники всех специальностей, хорошо знающие немецкий или английский язык, могут подать заявление на участие в стипендиальной программе. Конечно, желающие проходят конкурс, и здесь очень важна инициативность студента, чтобы он мог объяснить, зачем ему это нужно. На сайте www.daad.ru можно узнать подробнее об этой и о других стипендиальных возможностях для студентов, аспирантов, ученых, профессоров.
… Йоханна находит и другие неожиданные отличия между немецкими и русскими студентами: например, ей нравится, что многие россияне знают наизусть стихотворения или отрывки из прозы – она очень любит русскую классику.