В марте исполнится 180 лет со дня рождения композитора. Современники рассказывали, что у Римского-Корсакова был так называемый "цветной слух": каждый звук вызывал у него ассоциации с определенным цветом. Николай Андреевич писал: "Все тональности, строи и аккорды, по крайней мере для меня лично, встречаются исключительно в самой природе, в цвете облаков или же в поразительно прекрасном мерцании цветовых столбов и переливах световых лучей северного сияния". За особую систему "цветомузыки" Римского-Корсакова называли "музыкальным маринистом".
История хранит факт, что из-за музыки Римский-Корсаков некогда поссорился с Львом Толстым. Композитор и писатель встретились в московской усадьбе Толстых в Хамовниках. За несколько дней до визита Римского-Корсакова Толстой опубликовал эссе "Что такое искусство?", в котором писал: "Для музыкального произведения искусства нужно прежде всего выучиться быстро двигать пальцами на каком-нибудь инструменте… Выучившись же всему этому, музыкант уже может не переставая писать одно произведение за другим". Римский-Корсаков прочитал статью и не согласился с ней. Он считал, что самое важное в музыке - передать чувства. Толстой ответил, что произведения композиторов непонятны "простому мужику". Римский-Корсаков парировал, что такой человек не поймет и книги Толстого, в том числе "Войну и мир" и "Анну Каренину".
В программе, которую оркестр русских народных инструментов представит 10 февраля во Дворце творчества детей и молодежи, прозвучат симфонические сюиты Римского-Корсакова "Шехеразада" и "Испанское каприччио", увертюра-фантазия Петра Чайковского "Ромео и Джульетта", симфоническая фантазия Сергея Рахманинова "Утес". Окрашенная тембрами домр, балалаек и баянов, эта музыка обретет особенный, необычный и неповторимый колорит, который удивит и восхитит почитателей классики. Шедевры прозвучат в авторских аранжировках Артёма Белова. Перед концертом состоится творческая встреча с маэстро.