– Алексей Вячеславович, с какой целью люди создают творческие объединения? Это воплощение своей мечты или все-таки запросы публики?
– Понятие "творческое объединение" достаточно широкое. Если говорить конкретно о моей деятельности, то было желание сделать что–то свое. Но пока я не могу взять на себя ответственность и назвать это театром или каким-то еще масштабным проектом. Поэтому, скорее всего, творческое объединение – … антреприза. Люди собираются, разбегаются. Но дело в том, что пока моим партнером, соратником является супруга, с которой мы еще и говорим на одном "театральном языке". Так что надеюсь, у "Маленького человека" есть будущее.
А если говорить в целом, в Ульяновске движение творческих объединений существует и набирает обороты. Например, есть подобный проект у Виталия Злобина, у Саши Лебедева. Это молодые ребята, которые так же имеют потребность говорить о чем-то важном для них. Действительно, творческое объединение – это площадка для эксперимента. Но эксперимент эксперименту рознь. Все зависит от того, что проверять. Часть публики, которая нуждается в свежем глотке, в свежем взгляде на вещи, в новом подходе к театру, наверное, будет заинтересована. Правильнее обратиться к социологам, которые скажут, какой ожидаемо может быть аудитория того или иного творческого проекта...
– Кто в творческих группах, как правило, берет на себя роль руководителя? Не возникает ли ревности, проблем с ущемлением своего "я"?
– Правил тут нет. Все спонтанно. Объединения на то и объединения, чтобы сближать людей по интересам, по духу.
– Где экспериментаторы от творчества могут найти площадку, зрителя?
– Например, в креативном пространстве "Квартал". Мы сами там дебютировали с первым спектаклем и, кстати, играем на этой площадке каждое лето. Там здорово, "Квартал" как раз предназначен для творческих людей, которые хотели бы впервые что-то представить публике и получить оценку. При этом не надо решать сложные бумажные вопросы, можно просто прийти и заявить о себе. Там идут навстречу творческим людям. К сожалению, в "Квартале" нет приспособленной театральной площадки. А вообще Ульяновску нужна открытая сцена для самовыражения тех, кто пробует себя в театральном искусстве. Речь идет об актерах, режиссерах. Если есть интерес, в конечном итоге, человек станет жить театром. Его деятельность в той или иной форме "свяжется" именно с этим видом искусства. И уже будет неважно, кем он был до этого.
Большая сцена для маленького героя
– А могут ли подобные антрепризы со временем стать частью "большой" сцены, вписаться в репертуар драматического театра?
– Конечно. Допустим, если это независимый проект, нужно прийти к директору театра, заключить договор и начать работать с рекламой, чтобы были высокие продажи билетов. Можно, конечно, нанять профессионалов, которые будут продвигать проект – на это требуются деньги. Иногда летом, в период культурного затишья, достаточно передать информацию из уст в уста, разместить в социальных сетях. Кто-нибудь непременно придет. А вот в разгар сезона выйти на большую сцену драмтеатра – это амбициозно. Пока так еще никто не делал. Но это не значит, что не нужно пытаться.
– Вы себя к таковым не относите? Ведь "Маленький человек" идет на малой сцене?
– Я заключил договор на выступления на малой сценой драмтеатра. Это был эксперимент. Мы всего лишь хотели попробовать, но спектакль продержался два сезона. Видимо, людям это интересно. Теперь у нашего объединения уже три спектакля. Любому творческому союзу нужен хороший продюсер, ведь именно он знает, что на данный момент нужно зрителю. Директор драмтеатра Наталья Никонорова собрала команду из актеров, художников, музыкантов и поставила спектакль, который называется "Возвращение", по рассказу Андрея Платонова. Он вышел накануне Дня Победы. Это психологическая драма о том, как война разлучила супругов. И детей наших играют наши же дети. Получилось так, что образовался семейный проект. Вышло очень интересно.
– Расскажите о первом и самом любимом публикой спектакле – "Маленький человек с большим сердцем". Как он родился?
– Однажды известный поэт и журналист Сергей Гогин прочел мне некоторые отрывки из своего цикла стихов. Именно тогда я и понял, что эта тема – маленького человека – меня волнует больше всего. Ведь часто бывает так: можно изучать роль, наблюдать за людьми, проделывать грандиозную работу, но в итоге так и не понять, каков твой персонаж. Приходится играть с каким–то вывихом, конечно, стараться, но так и не оправдать надежд. А есть роли, которые я знаю, как играть. Это просто чутье. Осознание того, что это мое. И вот этот персонаж, который живет в любви и гармонии со своей Женщиной, мастерит скворечники для птиц и сам того не осознавая, вмещает в своем сердце целый мир, – мой. Понимаете, меня не интересуют герои, например, Гектор из "Трои" или Ахиллес. Я их не умею играть. Меня интересуют люди маленькие. Мы все.
…К тому времени у меня накопилось много всего, что я хотел бы сказать, была огромная потребность донести это до зрителя. Я работал в нескольких театрах и не нашел "созвучия" этой своей потребности. А в стихах Гогина нашел. Тогда я как раз вернулся на работу в драматический театр и решил – сделаю там этот спектакль! Придумал, мы его показали. Это был эксперимент. Я подумал, что если пьесу примут и все пройдет успешно, то буду двигаться дальше. Ведь идеи есть, и эти идеи, скорее исключение, чем правило. Поэтому ходить и каждому предлагать их бессмысленно, потому что не будет сделано так, как бы этого хотел я. Вот я и пошел по своему пути. Пока объединение "Маленький человек" живет…
Когда хобби – работа
– Вы планируете продолжить освещать определенный круг проблем, исходя из названия?
– На самом деле тема маленького человека очень широкая. Думаю, даже если я захочу, не вольюсь в нее полностью. Ведь актеры очень зависимы от своей индивидуальности.
– Воспринимаете этот проект как развлечение или работу?
– В каждом искусстве есть то, что не является искусством. В любой работе есть то, чего делать не хочется. Но если воспринимать творчество как хобби, то будет страдать качество. Потому что сегодня одно развлечение, завтра – другое, сегодня хочется "развлекаться", завтра – нет. Так что это и хобби, и работа. По-другому не получится.
– Планируете расширять свое объединение?
– Наверное, да. Это всего лишь организационный вопрос. Я понимаю, что если для пьесы потребуется 5-7 человек, и я столкнусь с определенными проблемами, то, конечно, позову ребят сыграть. Но пока в этом нет надобности. Дело в том, что сейчас основная моя работа – это Ульяновский драматический театр, где у меня очень насыщенный график. Пока нет времени и необходимости делать большие проекты с большим количеством людей. Я иду по пути наименьшего сопротивления. Вообще, я планировал, что начну один. Но мы с супругой понимаем, что идеально подходим друг другу. Мы – творческие партнеры, она слышит меня, а я ее. Это наша сильная сторона. Попробуем пока вдвоем.
…Творческие объединения были всегда. Есть потребность что-то сказать – пожалуйста: создавайте, объединяйтесь. Вас услышат.
Алексей Вячеславович ХРАБСКОВ– актер областного драматического театра имени И.А. Гончарова, где работает под псевдонимом Алексей Вольный. Выпускник факультета культуры и искусства УлГУ. Кандидат педагогических наук, доцент, старший преподаватель УлГУ.
Работал в труппах ТЮЗа "Nebolshoy театр", театра "Enfant terrible". Основатель театрального объединения "Маленький человек". Автор-составитель книги "Борис Александров" (2015). Роли в текущем репертуаре театра: "Маленький человек с большим сердцем" (Маленький человек), "Восемь любящих женщин" (Пьеретта), "Прощай, конферансье!" (Конферансье), "Кабала святош" (Шарль Варле де Лагранж). Супруга – актриса драматического тетра, однокурсница Дарья Долматова, сын Пётр.