Педагог музыкального училища имени Г.И.Шадриной УлГУ
Алия САФИНА раскрыла "Вестнику" секреты профессии
композитора.
– Как вы связали свою жизнь с музыкой?
– Это произошло, когда мне было шесть лет. Родители решили дать ребенку начальное музыкальное образование. Всегда хотелось учиться дальше, развиваться, сочинять музыку самой. Но и в те времена, и, увы, сейчас – нехватка преподавателей, которые бы занимались таким направлением, как композиция. Когда поступила в музыкальное училище, попала к Ольге Владимировне Буровой, члену Союза композиторов. Она первая сказала мне: "У тебя композиторские способности, нужно заниматься дальше". Я не придала особого значения ее словам, но сочинения сохранила. После 30 лет поняла, что тяга к сочинительству меня не отпускает, поступила в Казанскую консерваторию на класс композиции. Решила стать профессионалом. В следующем году получу диплом. Если есть какие-то способности, они все равно прорываются и требуют своей реализации.
– Обывателю кажется, что композитор – профессия из прошлого, что классическая музыка – то, что было написано давно Чайковским и Моцартом…
– Наивно полагать, что для сочинения музыки достаточно дарования. Есть профессиональные композиторы, которые получили соответствующее образование, а есть самодеятельные. Последние сочиняют в свое удовольствие, доходят до некой ступени в творчестве, и, как правило, останавливаются. Их умение остается на уровне песен, легких композиций, но непрофессионал никогда не напишет симфонию, балет, оперу.
По сути, в нашем городе я одна с профессиональным образованием по композиции. Есть еще Антон Никонов, выпускник нашего училища. У него другая ситуация – не получил образование, но был принят в Союз композиторов в силу своих способностей. Может быть, мы объединимся, чтобы создать региональное отделение.
– А среди ваших студентов есть таланты?
– Софья Филянина – композитор от природы. Участвовала в конкурсе Института имени Шнитке в Москве, заняла второе место. Она активна, создает озвучку видеоигр и развивает это новое направление музыки. Самостоятельно организует концерты, где звучат ее произведения, собирает ансамбли, находит исполнителей. В этом году Софья заканчивает теоретическое отделение и еще год будет учиться на фортепьянном. Мечтает поступить в консерваторию в Санкт-Петербурге и я искренне желаю ей успеха.
Проводятся городской конкурс "Я – автор", открытый городской конкурс композиции. Есть дети, которые сочиняют, но их некому учить – профессиональных педагогов-композиторов, как я уже сказала, мало.
Когда ко мне приходят студенты, я, конечно, сразу выявляю уровень их таланта. Cпособностями разного уровня наделен почти каждый. Однако необходимо и упорство. В наше время методика преподавания была более суровой, жесткой. Сейчас к детям относятся лояльнее, это их несколько расхолаживает.
– Для композитора важно обрести своего слушателя, но для этого нужно найти тех, кто даст нотам звучание.
– У меня есть свои исполнители – хор кафедры инструментального исполнительства, теории музыки и хорового дирижирования под руководством Елены Роженко, детский ансамбль Ирины Пачиновой. Сочинения более серьезные требуют оркестрового исполнения, но пробиться на большую сцену трудно. Монополия на право решать у дирижера. Мы, местные композиторы, в опале.
– О чем мечтаете, как автор?
– Мне интересно множество музыкальных направлений. Композитор должен в них разбираться, независимо от личных вкусов и предпочтений. Помимо классической слушаем джазовую музыку, эстрадную. Заказы бывают и на поп-песни. И нужно быть профессионалом, даже, когда речь идет о эстраде. Например, у Игоря Крутого есть профессиональное образование, и это чувствуется. Пусть он не пишет симфонии и балеты, но его песни сделаны качественно. Поэтому он один такой. Писать хиты – это тоже искусство.
В академическом направлении входит в моду взаимодействие с этникой. Это видится интересным. А вообще мечтаю написать мюзикл. Заинтересовал этот жанр, потому что его понимает как обыватель, так и профессионал. Но пока обдумываю. Сочинить – часть работы. А что дальше? Нужно найти артистов, музыкантов, воплотить проект на сцене. Это непросто и требует финансовых вложений.
Если человек занимается искусством, он должен положить на алтарь все. Иначе не будет результата. Чтобы провести две минуты на большой сцене, нужно отдать годы труду. Я постоянно учусь, и предела не будет. Учиться искусству можно всю жизнь. Такой у нас вид деятельности.