"Монти Механик", как и в случае с "Интуристом", - то группа, то дуэт, то сольный проект. Главный его идеолог - Георгий Мишнёв, бард из Челябинска. Как у многих отечественных музыкантов, у него есть постоянная работа - он инженер-строитель. Но и альбомы выпускать тоже успевает: пожалуй, самый известный вышел в 2014 году - "Интерференция в тонких пленках". Многие тогда даже не знали, что это не бессмысленный набор слов, а реальный научный термин. Два года назад Георгий записал пластинку с Дашей Дерюгиной ("Комсомольск") - получился проект "Русскоговорящий ГиД", этой весной - фит с Саввой Розановым, он также войдет в альбом.
"Монти Механик" - это прежде всего гитарная музыка; Мишнёв не совсем бард, но наверняка сингер-сонграйтер. Его песни очень добрые и близкие - в них нет пафоса, который зачастую прослеживается в композициях мужчин с гитарами.
Migos - "Culture III"
11 июня
Migos - ключевая группа в истории трэпа: именно они популяризировали триплеты - когда три строчки вылетают одна за другой, а вместо четвертой - тишина либо эдлиб (короткий выкрик вроде "скра" или любой другой).
Альбом 2017 года "Culture" стал бомбой, несмотря на весомый хронометраж: пластинка длится час, главный бэнгер - почти шесть минут. "Culture" расхваливали критики и слушали в чартах и на радио - это редкость. Трэп-трио продолжило серию "Culture", но именно хронометраж и бессистемность погубили сиквел. Он состоял из двух частей и длился 100 минут - слишком много для поп-альбома. Но проблема даже не в этом: треков много, и все они так себе. Migos поставили на количество, чтобы больше заработать на стримах. Впрочем, Саймон Рейнольдс, один из самых известных музыкальных журналистов в мире, назвал альбом своей любимой пластинкой года. В июне выходит третья часть "Culture" - за время перерыва каждый из трио - Куаво, Тейкофф и Оффсет - успел выпустить по сольнику. Посмотрим, пошло ли это на пользу группе.
Modest Mouse - "The Golden Casket"
25 июня
Modest Mouse молчали шесть лет - не так долго, как в прошлый раз (восемь), но владелец Spotify точно бы не оценил такой темп. Потихоньку выходят синглы - пока два.
Если вы не слушали Modest Mouse с середины нулевых, то "Leave a Light On" вас удивит - радостный психоделический рок, больше напоминающий The Flaming Lips. Здесь и автотюн, и бит-машины, все гитары перегружены фуззом. Звучит ярко и бодро, но сложно поверить, что это и правда Modest Mouse, которые всегда ассоциировались с какой-то печальной нервозностью ("Bukowski", "Exit Does Not Exists"), ну или хотя бы с неспешными рассуждениями о жизни ("Gravity Rides Everything", "Float On"). Второй трек "We Are Between" уже больше напоминает классических поздних Modest Mouse, так что жутко интересно, что там дальше.
The Mountain Goats - "Dark in Here"
25 июня
Альбом The Mountain Goats не назовешь долгожданным. В прошлом году, например, вышло две пластинки. C 1994 года Джон Дарнил - несмотря на множественное число в названии, это во многом его сольный проект - выпустил 19 альбомов, то есть по альбому в год.
Музыку Дарнила можно разделить на две части - лоу-файные фолк-песни, записанные на кассетный магнитофон, и полноценно аранжированные композиции с группой. Альбом "Dark in Here" из второй категории. Записали его в одно время с предыдущей пластинкой, тоже чистой, "Getting Into Knives". Задумка в том, что, судя по синглам, он должен стать его более мрачным дополнением. Заглавный трек "Dark in Here" - в духе Леонарда Коэна. На второй Дарнил вспоминает, как в юности был металхедом - ступая по следам трека "Heavy Metal Drummer" Джеффа Твиди из группы Wilco. Основной трек "Mobile", несмотря на простоватое название и звук, построен вокруг Книги пророка Ионы. Неудивительно - Дарнил часто обращается в творчестве к Библии.
Лана дель Рей - "Blue Banisters"
4 июля
Главная консервативная дива современной Америки выпускает второй альбом за год. Выйдет он 4 июля, в День независимости США. Неудивительно - дель Рей всегда была нарочито американской, ностальгирующей и гламурной: гадать против Дональда Трампа, скучать по Арканзасу и мчать в гольф-клуб на спорткаре - это про нее. Но перемены все же есть: например, певица перестала работать с Джеком Антоноффом, который продюсировал ее последние альбомы. Кто-то из фанатов рад - дескать, аранжировки станут чуть более разнообразными. Другие, наоборот, смущены - композицию "Wildflower Wildfire" Лана поет под фортепиано и явно не вытягивает (вокал никогда и не был сильной стороной певицы). Ближе к концу вступают неуместные ревущие биты - и становится еще хуже.
Странно выглядят и три почти одинаковые обложки синглов: нарочито смазанная фотография Ланы - то ли лубочная акварель художников с Арбата, то ли селфи, обработанное в приложении Prisma. Мотивы те же: зеленые тракторы Оклахомы и красивые мужчины, которые должны написать портрет Ланы в голубом.
Wavves - "Hideaway"
16 июля
Трудно в это поверить, но всего два года назад Wavves приезжали в Москву. Концерт прошел в один день с судом над Иваном Голуновым - пока одни слэмились в "Авиапарке", другие стояли с пикетом у суда (некоторым удалось совместить).
Так или иначе, заслуженные калифорнийские инди-рокеры (существует группа уже 13 лет) выпускают седьмой альбом. Главные новости - пластинку записывали с Дейвом Ситеком, гитаристом TV on the Radio. Раньше тот работал, например, с Weezer и Келис. Звук ожидаемо поменялся - музыканты говорят, что вдохновлялись Джонни Кэшем и другими "явлениями эпохи хонки-тонк" (музыкальные бары, популярные на юге Америке в середине XX века). Это очень хорошо слышно на сингле "Sinking Feeling" - поверх ритмической основы из акустической гитары ложатся густые гитарные переливы в духе классического кантри. Не факт, что все это пойдет Wavves на пользу - в конце концов, они были весьма хороши в собственном жанре. Но наблюдать за любыми переменами всегда интересно.
Darkside - "Spiral"
23 июля
Групп с названием Darkside примерно миллион. Самые известные - две: британские инди-рокеры начала 90-х и дуэт Николаса Джаара и Дейва Харрингтона. Рокеры развалились еще 20 лет назад; электронный проект был к этому близок, но продолжил выпускать релизы, хоть и очень медленно.
Этим летом выйдет долгожданный второй альбом, первый был восемь лет назад. Участники дуэта относятся к совместной работе как к джему: каждый занят своими сольными делами, а когда становится скучно, Николас и Дейв записываются вместе. "Так было изначально. Мы просто собирались джемить, когда у нас было свободное время. Собственно, поэтому мы и вернулись", - рассказал Джаар. Уже вышло два сингла: "Liberty Bell" и "The Limit". Это все еще плавная, мелодичная электроника, балансирующая между хаусом и эмбиентом. На обоих треках есть вокал, довольно часто звучит акустическая гитара, что, конечно, интригует.
БиллиАйлиш - "Happier Than Ever"
30 июля
В последнее время от Билли Айлиш не так много новостей - то она покрасит волосы в блонд, то снимется в откровенной фотосессии. Последняя вызвала резонанс: юную певицу, покорившую многих отказом соответствовать стереотипному образу поп-звезды, обвинили в предательстве. Другие начали защищать: мол, как хочет, так и снимается, и это справедливо.
С внешним стилем изменился и музыкальный: синглы с нового альбома уже не подростковое хоррор-шоу с леденящим шепотом и гулким басом. Трек "Your Power" и вовсе акустическая баллада, где почти ничего нет, кроме пары гитар и голоса Айлиш, утопленного в ревербе. Главный месседж песни - старайтесь не быть абьюзером, если у вас есть силы. Певица называет "Your Power" одной из любимых песен. Второй сингл "Lost Cause" вышел в начале июня - и по звуку он, конечно, ближе к прорывному альбому "When We All Fall Asleep, Where Do We Go?" - в основном из-за громкого баса. И все же это не похоже на песни тинейджерки. Еще один сингл "To Focus" оказался ближе всего к соулу - Билли томно поет под раскатистое электропианино, затем вступают фанковые гитары, так что становится похоже чуть ли не на Эми Уайнхаус.
Вероятно, подобную траекторию не оценит юная аудитория - все-таки в новой версии Айлиш почти не осталось мрачной подростковой эстетики, которая ее так привлекала. А ведь сколько 14-летних девочек по всему миру отрастили ногти, покрасили пару прядей в кислотно-зеленый и облачились в черные балахоны. Но Билли не постеснялась перемен. А нам всем повезло наблюдать, как взрослеет главная звезда поколения TikTok - что еще в мире может быть интереснее! Балахоныневечны, даикислотныепрядибыстровыцветают.
Bleachers - "Take the Sadness Out of the Saturday Night"
20 августа
Про таких, как Джек Антонофф, говорят, что они "хакнули жизнь". Действительно, в 37 лет его можно смело называть одним из самых успешных поп-продюсеров в музыкальной индустрии. Послужной список Антоноффа - похожего на Суфьяна Стивенса еврея, родившегося в Нью-Джерси (а где же еще), - выглядит угрожающе. Он спродюсировал главные альбомы Тейлор Свифт, вывел на новый уровень St. Vincent и Лану дель Рей, поработал с Лорд и Карли Рэй Джепсен - звучит как лайнап главного поп-фестиваля планеты. Антонофф и правда делает фестиваль, но с одной сценой, а среди исполнителей встречаются и не звездные имена. Помимо этого, у Джека есть сольный проект - Bleachers. Он основал его еще в 2014 году и сразу начал с хита "I Wanna Get Better". Time назвал песню самым запоминающимся треком года. Ожидаемо: делать бэнгеры - профессиональный скилл Антоноффа.
На новом альбоме, кажется, уже один есть - фит с Брюсом Спрингстином "Chinatown". Раньше казалось, что звание главного воспевателя Китайского квартала надолго застолбил за собой Дэн Бейджер (группа Destroyer) - его трек 2011 года с альбома "Kaputt" попадал в списки лучших песен десятилетия. Есть шанс, что песню Джека Антоноффа ждет тот же успех. Особенная ирония в том, что Брюс Спрингстин, самый американский музыкант на свете, как и Антонофф, родился в Нью-Джерси. Такая вот связь поколений.