В "Точке кипения" УлГУ прошел хакатон "Go2Data", участниками которого стали более 40 студентов факультета математики и информационных технологий. 12 часов студенты работали, осваивая технологии больших данных и искусственного интеллекта. Итог - прототипы решений актуальных и нетривиальных задач: распознавание образов, автоматическая категоризация текстовых документов, фильтрация СПАМ и рекомендательные системы для самих студентов.
С молодыми людьми работали эксперты компании ZeBrains, выпускники УлГУ. Они отметили заинтересованность участников и четкую организацию турнира. "Ребята справились хорошо. Почти все в той или иной степени решили задачу. Некоторым не хватило времени натренировать нейросеть. Но все двигались в правильном направлении и если бы у них было чуть больше времени, все бы справились", - отметил программист Алексей Копылов.
До финала дошли семь команд, они представили прототипы программных продуктов. Каждая продемонстрировала сформированные и размеченные данные для старта обучения искусственного интеллекта алгоритмы обработки исходных данных.
Победителями стали две команды первокурсников. Студенты направления "Прикладная математика" Алексей Абрамов, Илья Елисеев, Никита Канунников, Константин Яковлев предложили решение по автоматизированной расстановке тэгов для научных статей, которое может значительно улучшить индивидуализированный поиск информации под определенного пользователя системы. Первокурсники направления "Математическое обеспечение и администрирование информационных систем" Руслан Дикий, Кирилл Ермолицкий, Никита Канунников, Олег Крайнов решили задачу распознавания образов рукописных цифр и представили работающий прототип.
Для студентов все было вновь: концентрация на поиске решения новых задач, ограничение по времени, новизна тем, отсутствие практик командной работы, обучение в практической деятельности без лекций и учебников. Созданию среды повышенной продуктивности способствовала атмосфера университетской "Точки кипения".
"У университета должны быть компетенции в области больших данных, а компетенции университета - это компетенции студента. Подобными мероприятиями мы запускаем механизм быстрого взращивания этих компетенций. Делаем это совместно с нашими партнерами - одной из крупнейших российских и международных компаний. Слово "хакатон" можно перевести как "быстрая сборка": команды быстро собираются, получают задачу и в течение ограниченного времени должны составить прототип", - говорит проректор по инновационному развитию и цифровой трансформации Дмитрий Шабалкин.
Большинство студентов впервые столкнулось с технологиями больших данных и искусственного интеллекта, но при этом смогли активизироваться, проявить фантазию и довольно быстро погрузиться в специфику языка программирования Python. Все команды продемонстрировали достойные решения, которые могут развиваться в дальнейшем.
На хакатоне отрабатывается механизм сбора и фиксации результатов освоения цифровых компетенций в формате цифрового следа в электронной информационно-образовательной среде УлГУ. Цифровые артефакты, подтверждающие приобретение компетенций студентами, будут автоматически включены в их цифровое портфолио.
"Я думаю такой опыт открывает перед нами хорошие перспективы, - считает участник хакатона Константин Яковлев. - Это отличный повод узнать, что тебе нравится, заявить о себе. Мы сами собрали свою команду на хакатон, выбрали тех, кто действительно хочет этим заниматься".
Результаты турнира подтвердили основную идею стратегического проекта УлГУ "Мастерская компетенций цифровой трансформации" - в командной деятельности человек способен приобрести и использовать навыки создания цифровых продуктов. Участники продолжат развитие своих компетенций в области BigData, AI, участвуя в решении реальных задач цифровой трансформации университета.