Представители органов власти, высшей школы отметили, что форум является важным шагом для решения задач, направленных на развитие международной образовательной среды, системы ценностей воспитания, педагогики, качества и доступности образования, его инфраструктуры и роли в экономики.
Участникам представилась перспективная возможность укрепить существующие деловые связи, приобрести новых партнеров и выстроить взаимовыгодные коммуникации в России и за рубежом.
С докладом на открытии форума выступил глава Минобрнауки России Валерий Фальков: "Качественное образование ценится во всем мире. Наша система меняется в соответствии с вызовами времени, становится более современной и гибкой, вбирая в себя все лучшее, что было в нашей стране, учитывая и оценивая лучшие практики, которые есть в мире. Несмотря на планируемую трансформацию, мы в полной мере обеспечим интересы студентов, в первую очередь иностранных".
По словам Фалькова, сегодня действует более 230 двусторонних соглашений и меморандумов о сотрудничестве в области науки и высшего образования. Этот перечень постоянно пополняется. Готовятся к подписанию проекты договоров с Венесуэлой, Перу, Вьетнамом, Индонезией, Китаем, Пакистаном, ЮАР и странами СНГ. На финальной стадии проработки находится Программа сотрудничества с Таиландом, дорожные карты сотрудничества с Китаем и Казахстаном, Вьетнамом, Монголией, Индией, Сирией, странами Африки.
Все вопросы признания российского образования за рубежом решаются максимально оперативно. Для этого действуют более 70 договоров в области взаимного признания образования, квалификаций и ученых степеней.
Обучение в российских вузах проходят более 350 тысяч иностранных студентов. Ежегодно увеличивается квота Правительства РФ для бесплатного обучения иностранцев в России.
В Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистане много лет действуют совместные (славянские) университеты. Только в странах СНГ открыты 26 филиалов российских образовательных организаций.
Особое внимание глава Минобрнауки России обратил на проект "Летний университет", в рамках которого иностранные студенты проходят обучение на русском языке, знакомятся с культурой и историей регионов России. В прошлом году в проекте приняли участие более 700 студентов из университетов Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Сирии, Таджикистана, Узбекистана. В июле открывается очередная смена.
Российская исследовательская инфраструктура открыта для иностранного участия. В первую очередь это проекты класса "мегасайенс" в Дубне, Гатчине, Москве на острове Русский.
На форум в Казани собрались участники более 30 стран, в том числе 18 министров образования из Кубы, Венесуэлы, Конго, Мьянмы, Зимбабве, Пакистана, Катара, Афганистана и др. В онлайн-формате участие в форуме приняли представители Вьетнама, КНДР, Мадагаскара, Намибии, Эфиопии, Бразилии, ЮАР.
Участники оценили успехи отечественной системы образования, передовой опыт России в развитии образовательной среды, обсудили роль образования в развитии экономики, работу с детьми и молодежью, социальные инициативы, обучение русскому языку в зарубежных странах.
В столице Армении на базе Ереванского государственного университета прошел армяно-российский научно-образовательный форум "Интеграция науки, образования и производства - драйвер модернизации экономики". В мероприятии приняла участие делегация Минобрнауки России во главе с заместителем министра Константином Могилевским.
Замминистра выразил надежду, что мероприятие станет ежегодной экспертной площадкой для обмена мнениями и передовым опытом. Состоялись шесть экспертных сессий по актуальным тематикам двустороннего взаимодействия, в частности научного и инновационного сотрудничества, обмена опытом по формированию непрерывного образования, создания благоприятных условий для преподавания русского языка.
По итогам сессий участники подготовили предложения, которые лягут в основу дорожной карты углубления российско-армянского сотрудничества в сфере образования и науки.
Состоялось подписание соглашений между МГУ имени М.В. Ломоносова и Ереванским государственным университетом, Уральским федеральным университетом имени первого Президента России Б.Н. Ельцина и Российско-армянским университетом, Федеральным научным центром биологической защиты растений и Институтом проблем гидропоники имени Г.С. Давтяна.
Веб-ресурс с информацией о химических соединениях, входящих в состав растений России, использующихся в фармации, поможет устанавливать наиболее перспективные направления исследований биологической активности отдельных фитокомпонентов. Над созданием сайта работали ученые из подведомственного Минобрнауки России Института биомедицинской химии имени В.Н. Ореховича.
Лекарственные растения широко применяются в традиционной медицине по всему миру. При этом информация об экспериментально установленных фармакологических эффектах не охватывает все возможные терапевтические применения растений. Разработанная учеными база данных содержит информацию о фитохимическом составе 268 растений России. Для каждого из 3128 фитокомпонентов представлены сведения о структуре, физико-химических свойствах, данные о взаимодействии с молекулярными мишенями человека и компьютерный прогноз свыше пяти тысяч фармакологических эффектов и механизмов действия.