- Я давно являюсь приверженцем идей Канта, меня можно назвать неопосткантианцем. Лет 7-8 назад мне пришла идея, как использовать учение Канта в отношении когнитивной нейронауки: как работает наш мозг, когда он познает? Это была неплохая идея, которая оказалась созвучна кантианской программе в современной нейронауке, о ней у нас пока мало знают.
Я проделал большую работу и в 2019 году в одном из столичных издательств вышла моя книга по этой проблематике "Мозг - культура - социум" (я стремлюсь печататься в Москве, потому что книги должны только продаваться, а не лежать на складе).
В этом году вышла вторая книга, продолжающая идеи первой. В ней я говорю о "культурном мозге" и преломляю эту тему по отношению к математике, затрагиваю вопросы, которые касаются взаимообусловленности работы мозга, культуры, социальной реальности и математических понятий.
- Как все это взаимосвязано?
- Мышление зарождается в перинатальном периоде, когда ребенок в животе у матери. В древнегреческой мифологии было представление, что беременная женщина для гармоничного развития ребенка должна созерцать прекрасное. Калокагатия.
В первые месяцы ребенок впитывает все, что его окружает, он различает 500 тональностей звуков (условно), через полгода сто, а через год десять. Наш мозг подготавливает нас к реальности. Когда мозг формируется, он формирует и эту реальность в нашем представлении.
Есть такое понятие "ген-культурное взаимодействие". У европейцев доминантные гены не такие, как у жителей Азии, соответственно формируются две культуры - индивидуалистская и коллективистская. Это разные культуры, у которых разные типы познавательной активности.
Увы, это начали понимать только сейчас. 95-98% ссылок в моей книге - на иностранные источники, потому что у нас такого рода исследования пока еще большая редкость.
Несколько лет назад на эти исследования я получал гранты РФФИ, а Балтийский федеральный университет имени Канта пригласил меня участвовать в заявке на мегагрант в 44 миллиона рублей. Я вошел в команду, и новая книга является одним из результатов работы в рамках мегагранта. Она издана по решению ученого совета Балтийского федерального университета.
- Это сугубо научное издание, или разобраться в проблематике под силу и рядовому читателю?
- Да, научное, но если обычный думающий человек захочет что-то понять, он может разобраться. Книга достаточно сложная. Но выбранная мной тема чрезвычайно актуальна. Я не знаю ситуацию в России, но в США и Западной Европе на такого рода исследования расходуются миллиарды долларов.
- Как много времени уходит на подготовку столь серьезного труда?
- У меня вышла дюжина книг, обычно на написание одной уходит 6-8 лет. Но на этот раз дело шло быстрее, поскольку был хороший задел. Я публиковал в научных журналах статьи, из которых затем скомпоновал книгу. Первая была написана за 3-3,5 года, вторая примерно за такой же период.
- У вас обширные международные контакты, как обстановка в мире повлияла на вашу деятельность?
- В целом плохо. РАН была подписана на научные зарубежные журналы типа "Science", и эта подписка потеряна. Это громадный пробел, потому что наука развивается интенсивно, особенно в естественнонаучных областях.
Увы, российская наука и так не была на лидирующих позициях, а теперь рискует оказаться еще ниже.
Пока для меня лично ничего не изменилось. Я могу опубликоваться в любом журнале, только если не нападу на какого-нибудь русофоба в качестве эксперта. Но не могу, как и все, подать документы на визу, поехать в Европу. Это, конечно, ограничивает мою деятельность как ученого.
- Обывателю философия представляется архаичной наукой, насколько ее вопросы актуальны сейчас?
- Всегда актуально только кулинарное искусство. Философия существует многие столетия, в ее истории есть взлеты и падения. В настоящий момент наблюдается спад, в нашем вузе мы вообще лишились лекций по философии.
Философия - это непреходящая ценность. Я понимаю, что сейчас важны проблемы добычи нефти, газа или еще чего-нибудь, но это царство чистой мысли, царство обладания вечными ценностями, так же, как и многие разделы фундаментальной математики, например.
- Что будет, если философия исчезнет?
- Такого не может быть. В истории России были периоды, когда запрещали философию. В 1849 году дисциплину исключили из университетов, осталась только логика. Считалось что идеи французской революции во многом вдохновлены философскими идеями, и царское правительство боялось. Но спустя 11-12 лет философия вернулась. В советское время было что-то похожее, но тем не менее философия продолжала существовать, причем в ней в неявном виде развивались все направления, представленные в мире.
- Как бы вы простыми словами определили роль философии в обществе?
- Познание себя, рефлексия. Человек интересуется не только другими, но и собой. Философия - это саморефлексия общества. Человек и человечество проходят длинный путь, и представление о личности как об отдельной единице возникло довольно поздно, где-то в период Возрождения или Нового времени. Ребенок двух-трех лет не знает, что такое собственное "я". Самосознание возникает на продвинутых этапах, когда ребенку лет пять. Философия всегда являлась элементом мировоззрения. Все науки выросли из философии.
- Насколько философия сейчас интересна молодежи?
- Все зависит от конкретного человека - кому что интересно. У нас было отделение философии, 10 лет назад его закрыли. Когда были полноценные занятия, студенты интересовались философией больше, сейчас меньше. Мы потеряли лекции, в частности из-за модернизаций министерства образования. Повлияла и пандемия, она лишила нас общения "фейс ту фейс".
Так не должно быть. Образование - это консервативная система, со времен Сократа ничего особо нового не придумали. Онлайн-курсы, конечно, вещь полезная, но только как дополнение к очному общению, а не в качестве его замены. Есть знания, которые не передаются через книги, фильмы, они передаются только от человека к человеку по принципу "делай как я".
- Ваша книга может помочь в этой ситуации?
- Книга - один из шагов к тому, чтобы человек мог понять, как он познает, как работает его мозг, какое отношение к этому имеет культура. Есть вещи, которые важны в силу их познавательного потенциала. Вот к примеру, кому сейчас нужны Гомер, Шекспир? Но люди столетиями изучают их творчество с разных сторон, каждое поколение приходит к своим выводам, поскольку оценивает его со своих позиций. В математике достаточно много разделов, которые лишены прикладной ценности, но они позволяют представить математическое знание в качестве единого целого.
- Над чем вы сейчас работаете?
- У меня грант РНФ совместно с коллегами из Высшей школы экономики и Института философии РАН по так называемой политической философии науки. Я надеюсь, что через какое-то время выйдут мои книги и в этой области. Но пока загадывать не буду.
Досье "Вестника"
Валентин Александрович БАЖАНОВ - доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой философии УлГУ. Родился 10 января 1953 г. в Казани. Окончил с отличием Казанский государственный университет, аспирантуру кафедры философии в том же вузе. Главный научный сотрудник Балтийского федерального университета (лаборатория Кантианской рациональности).
В 2002 году избран членом-корреспондентом, а в 2009-м - действительным членом Международной академии философии науки в Брюсселе.
Заместитель председателя экспертного совета философии, социологии, политологии, правоведения и науковедения РФФИ/РГНФ. Член редколлегий международных и российских научных журналов по логике и философии.
Подготовил 18 кандидатов и докторов наук, защитивших диссертации в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Уфе. Автор 10 монографий (без соавторов) и более 560 научных публикаций.