Исследователь задалась вопросом: исторически высшее образование было прерогативой мужчин, а как обстоят дела сейчас? В XX веке студенты мужского пола доминировали в системе высшего образования большинства стран. В начале XXI века этот разрыв не просто сократился - наблюдается противоположная тенденция. Кандидат экономических наук рассмотрела показатели, характеризующие долю девушек в общем числе студентов высших учебных заведений России.
Процесс исследования включал в себя пять этапов. На первом были сформированы исходные данные, описывающие численность и гендерную структуру сообществ студентов, обучающихся по программам высшего образования в 2017, 2018, 2019 и 2020 годах. На втором этапе были рассчитаны значения удельного веса числа девушек в общем количестве студентов для каждого из регионов. Затем распределение показателей по регионам оценивалось на основе разработки математических моделей, были определены средние значения по регионам России, а также диапазоны, в которых находятся значения этих показателей для большинства субъектов РФ. В итоге определены регионы, характеризующиеся максимальными и минимальными значениями показателей по данным 2020 года.
В исследовании использовалась официальная статистическая информация Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за 2017-2020 годы о численности и гендерной структуре студентов, обучающихся в высших учебных заведениях 82 регионов России.
Результаты вычислительного эксперимента показали, что в регионах наблюдалась феминизация высшего образования, поскольку доля женщин в общей массе студентов находилась в диапазоне от 52 до 55 процентов. В большинстве регионов число студентов женского пола превышало число учащихся мужского пола. При этом исследование показало, что территориальное расположение регионов существенно не влияет на максимальные и минимальные значения показателей.
Справка "Вестника"
Юлия Пиньковецкая в 2006 году окончила Институт экономики и бизнеса Ульяновского государственного университета по специальности "Математические методы в экономике". В 2011 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". В 2015 году присвоено ученое звание доцента. Стаж научно-педагогической работы составляет 12 лет. Общее число опубликованных работ - 118, в том числе восемь учебных изданий и 110 научных трудов. Разработаны четыре программы для ЭВМ, зарегистрированные в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Призер Всероссийского конкурса научных статей, регионального конкурса "Лучший экономист Ульяновской области", победитель Второго всероссийского конкурса научных работ и проектов "Борис Ельцин - Новая Россия - Мир". Принимает участие в экспертных и аттестационных комиссиях при Правительстве Ульяновской области.