Во Дворце книги открылась выставка с оригинальными материалами графики XIX века из фондов музея-заповедника "Тарханы". Основу экспозиции составили зарисовки из жизни простых людей, созданные английским художником Джоном Августином Аткинсоном.
Аткинсон наиболее известен как автор графической серии "Живописные представления нравов, обычаев и развлечений русских в ста цветных иллюстрациях с подробными пояснениями на английском и французском языках". Он приехал в Россию в девятилетнем возрасте вместе с приемным отцом, известным в то время гравером Дж. Уокером. Впоследствии они были связаны и родственными, и дружескими узами; вместе приехали в Россию и вместе вернулись в Англию, выступали в творческом союзе, принимавшем разные формы.
Уокер гравировал некоторые работы Аткинсона, создал тексты к его альбомам о России и о Великобритании, вместе с ним занимался издательским делом. Их судьбы - и человеческие, и творческие - тесно сплетены.
Произведения Аткинсона на русскую тему не ограничиваются только гравюрами, мастер работал и в качестве живописца. Аткинсона явно интересовала русская жизнь с ее диковинными для иностранца традициями. На одной из самых ранних живописных работ представлено "Катание с гор на Неве". Написанная в 1792 г. картина хранится в Русском музее. Большую часть композиции занимают протяженные и высокие деревянные горы, возведенные прямо на замерзшей поверхности реки. Они поставлены друг напротив друга таким образом, что скатывающиеся с разных сторон люди, достигая поверхности земли, продолжают свой путь по залитым ледяным дорожкам. Художник подробно изображает сцену массового гуляния: он показывает шумную толпу разных возрастов и сословий, делает их различимыми и узнаваемыми, прописывая в мельчайших деталях фигуры людей, их костюмы, окружающую обстановку и пейзаж.
Жизнь Джона Аткинсона в России была тесно связана с придворным Петербургом, поскольку его приемный отец работал при кабинете императрицы и напрямую получал заказ от государыни. Скорее всего, благодаря протекции отчима, будучи совсем молодым человеком Аткинсон получил заказ и выполнил конный портрет императора Павла I. Император представлен верхом, в мундире Преображенского полка, с Андреевской лентой через плечо.
Вскоре уже сам Павел заказывает иностранцу картины для оформления строящегося Михайловского дворца. Два больших исторических полотна Аткинсона "Крещение Владимиром Руси" и "Куликовская битва" относятся к числу самых дорогих живописных работ замка. Вместе с двумя картинами Григория Угрюмова "Взятие Казани Иваном Грозным" и "Избрание Михаила Фёдоровича на царство 14 марта 1613 года", а также с "Полтавской баталией" Василия Шебуева они составили ансамбль Воскресенского зала. Он вел в Большой Тронный зал и по замыслу самого Павла должен был быть украшен полотнами, представляющими наиболее значительные события русской истории.
За весьма короткий срок пребывания в России, находясь в самом начале своего творческого пути, Аткинсон создал целый ряд живописных полотен. Критики говорят о небольшом умении Аткинсона-живописца, но это можно объяснить скорее отсутствием у него специального образования. Его приемный отец мог давать ему уроки гравирования, но не живописи. Вполне возможно, что в этом отношении Аткинсон - художник-самоучка. Но обращаясь к его полотнам, нельзя не отметить, что он обладал несомненным талантом.
Жанры, в которых работал Аткинсон в России, - костюмно-этнографические альбомы и круговая панорама - в то время занимали значительное место в русском искусстве. В Англии его талант получил блестящее развитие. Позже он издал сборник акватинтных, печатанных в несколько красок, гравюр со своих рисунков, изображающих русские типы, быт и костюмы, сборники "Горести человеческой жизни", "Английские живописные костюмы и типы".
Во времена наполеоновских войн им было написано немало литографированных военных сцен, в частности "Битва при Ватерлоо".
Кстати, альбом "Живописное изображение нравов..." хранится в фондах отдела литературы по искусству Дворца книги.