Писательница начала творческую встречу с рассказа о себе, но собственная биография в ее изложении оказалась краткой: "Родилась в обычной советской семье, с детства много читала... И в конце концов стала писать сама". Благо вопросов у зала накопилось немало, и разговор быстро перешел в формат диалога.
От приписанного ей во многих журналистских материалах звания "поэт" Марина Львовна отказывается. Говорит, что сочиняла стихи в далекой юности. А со вторым романом "Женщины Лазаря" ей "просто повезло". Она ничего от него не ожидала и писала роман в течение пяти лет для себя, "в стол". Хотела создать книгу о человеке, пренебрегшем талантом, который ему даровал Бог. Марина Львовна изучила множество архивных документов, исторических и научно-популярных книг, интернет-источников, переработала большое количество информации, пытаясь прочувствовать атмосферу эпохи, о которой писала – от начала XX века до наших дней, и понять своих персонажей, ставших за это время ее "родственниками".
Писательница называет себя "автором-тряпкой". "Мои персонажи делают что хотят", – рассказывает она. Например, Марусе Челдоновой в "Женщинах Лазаря" изначально планировалось посвятить только один абзац. Марина Львовна разыскала материалы об этой женщине, копаясь в архивах, и в итоге увлеклась героиней. По словам автора, поиск информации – одна из главных составляющих писательства. Создавая образ академика Лазаря Линдта, писательница изучила много книг о природе гениальности. "Физика для меня – это абсолютное воплощение гениальности, хотя физика и я – это две разные галактики", – продолжает она. А чтобы вжиться в реалии балета, Марина Львовна ежедневно в течение пяти лет читала в Интернете форум на сайте Большого театра, где танцоры делятся друг с другом и горестями, и радостями.
Первым читателем "Женщин Лазаря" стал муж Степновой. Он очень помогал ей во время написания этой книги, оспаривая или подтверждая какую-либо информацию.
Писательница рассказала и о своей учебе в Литературном институте им. А.М. Горького. Во время студенчества институт был оплотом свободы. "Студенты курили прямо на парах. Если вообще на них приходили", – поделилась она. По словам Марины Львовны, литинститут не дал ей ничего в отношении ремесла, но обеспечил очень хорошее филологическое образование и подарил атмосферу "литературной среды", где она стала своей.
Осенью у Марины Степновой должен выйти сборник рассказов. Говорить о планах на большие труды она пока считает бесполезным: "Задумываешь одно, а получается совсем другое". Но все-таки сейчас писательница увлечена идеей русского усадебного романа – истории о семье, в которой из поколения в поколение ведется "гражданская война", до начала гражданской войны в реальности.
От экранизации "Женщин Лазаря" писательница отказывается, хотя предложения о превращении книги в сериал поступали неоднократно. "Не все можно продать за деньги. Не хочу, чтобы мне было стыдно за эту книгу", – говорит она. Впрочем, Степнова не исключает, что режиссер, с которым она найдет общий язык, еще появится.
Досье "Вестника"
Марина Степнова родилась в 1971 году. Редактор и писатель. Поступила на филологический факультет Кишиневского государственного университета, впоследствии перевелась в Литературный институт им. Горького, где получила диплом с отличием. Затем окончила аспирантуру Института мировой литературы им. Горького. Больше десяти лет работает в глянцевых журналах. Сейчас – в качестве шеф-редактора журнала XXL. Ее рассказы публиковались в "Знамени", "Новом мире" и "Звезде". В 2006 году вышел ее первый роман "Хирург". В 2011-м свет увидел роман "Женщины Лазаря", ставший обладателем премии "Большая книга".