Название проекта - "Избранное. Эмаль, текстиль" - говорит о его содержании и специфике работы автора. Высшее художественное образование, полученное в одном из авторитетных старейших учебных заведений России - Академии Барона Штиглица - позволяет Ольге Лысенковой работать в различных творческих амплуа, любимейшим из которых является "живопись огнем по металлу" - горячая эмаль.
Насыщенный огненный красный цвет, его различные градации - ее излюбленная колористическая основа в работах по металлу. Технология эмалирования, известная со времен шумеров и египтян, это создание живописной или ювелирной пластины путем высокотемпературного наплавления стеклянного красителя на металл. Зародившись на заре цивилизаций, эта искуснейшая техника получила со временем колоссальное развитие, пополнив шедеврами сокровищницу мирового прикладного искусства и культуру в целом.
Художница соединяет в своих произведениях строгую дисциплину графики со стихийными разливами красочных слоев. Искусство эмальера - это диалог с вечным материалом - расплавленным стеклом на металлической поверхности.
Наибольшее влияние на творчество Ольги Лысенковой оказали известные современные российские художники-монументалисты, работающие в технике горячей художественной эмали - народные художники России Николай Вдовкин и Алексей Талащук, а также участие в творческих симпозиумах в Венгрии.
Трудно представить, что за внешним изяществом работ в технике художественной горячей эмали стоит сложнейший технологический процесс, наполненный постоянной борьбой с "огненной стихией", подразумевающий почти полную импровизацию. Появление на свет эмали - каждый раз чудо. Лысенкова сравнивает процесс ее создания с яхтингом: курс, выбранный изначально, может поменяться на пути к конечной точке несколько раз, а само путешествие превратиться в приключение непредсказуемое и увлекательное.
Творчество Ольги - поиск собственной манеры эмальерной живописи и материалов для нетривиального оформления работ. Это может быть обветренное или вымоченное в воде дерево, различные оригинальные деревянные бытовые предметы "с историей". Часто замысел и художественный образ идут от найденного артефакта - тележного колеса, обломка весла, доски от старой лодки, деталей деревенского ткацкого станка. Автор обращается к православному искусству, классическим античным сюжетам, образам эпохи Возрождения.
С конца 80-х до 2000 г. Ольга жила в нашем городе, преподавала и работала дизайнером в Ульяновском государственном университете. "У меня была мастерская на окраине Нового города на 16-м этаже, - вспоминает художница. - Потрясающий вид из окна. По утрам бегала кроссы - четыре километра по песочку. В полях бродят коровы, растет кукуруза... Что-то такое родное, теплое... Я старалась выразить идею левого берега Волги в инсталляции. Собирала затейливые коряги, вымытые штормами. Делала из них рамки. Сейчас тоже использую дерево для рамок, но собираю его на берегах Финского залива.
Обожаю ульяновский Музей современного изобразительного искусства имени Пластова. Мне все там нравится - и зал, и атмосфера".
Сегодня ее творчество известно далеко за пределами России. Произведения художника являются достоянием коллекций музеев эмали Европы, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, музеев современного искусства нашей страны. Помимо эмали Ольга работает с гобеленами, росписью по ткани, акварелью. Экспонент более шестидесяти выставок, в том числе семнадцати персональных в России и за рубежом, член Союза художников России и Международной гильдии мастеров курирует Международные биеннале искусства художественной эмали в Санкт-Петербурге, руководит творческими пленэрами "Земля и небо Водлозерья".
"Сейчас эмаль переживает второе рождение. Секреты мастерства передаются из рук в руки. Заочно обучиться невозможно. Эмаль уникальна еще и тем, что роспись, выполненная на металле и не раз "испеченная" при высокой температуре, намного переживает своего создателя. Возможно, через десятки поколений мое имя уже никто не вспомнит, но, глядя на мои работы, люди смогут прикоснуться к моим сокровенным переживаниям, взглянуть на мир моими глазами. Ради этого стоит жить и творить".