Народная вышивка - неотъемлемая часть культурного наследия - занимала важное место в традициях каждого народа. История русского вышивального искусства зародилась в IX веке. Это подтверждают находки археологов - фрагменты одежды, украшенные узорами из золотых нитей, расшитые аксессуары. В XIV-XVII вв. вышивкой украшали нарядные костюмы и предметы обихода. Церковные облачения, одежду расшивали золотыми или серебряными нитями, добавляя жемчуг и самоцветы, украшали свадебные полотенца, рубахи и платки.
Чаще всего вышивкой занимались состоятельные дамы - только они могли себе позволить потратиться на необходимые материалы. Однако с XVIII века вышивка становится традиционным занятием для всего населения, причем больше ей стали увлекаться девушки-крестьянки.
Рисунок никогда не был случайным - он имел особое значение. В первую очередь орнамент служил своеобразным оберегом - для этого его изображали на рукавах, воротнике и подоле. Каждый знак, линия были полны глубокого смысла, понятные членам одной семьи или общины - они служили средством передачи информации. Со временем фигуры на орнаментах менялись, становились более сложными, сочетались с другими, создавая узоры и рисунки. Чаще всего использовались старинные русские швы - крест, счетная гладь, роспись, полукрест, "козлик" или стандартная мелкая строчка белого цвета. Со временем появились цветная и белая гладь, крестецкая строчка.
Основные мотивы орнамента в дальнейшем позволили исследователям выделить его основные типы: геометрический - состоящий из разных квадратов, ромбов и иных фигур, меандровый - сочетающий беспрерывные ломаные линии, которые широко использовались в искусстве Древней Греции, растительный - составленный из изображения плодов, листьев, цветов, животный или птичий.
Птица была одним из наиболее самых популярных образов в русском вышивании. Зачастую ее изображение использовалось в общей композиции с женской фигурой или растением - мировым древом. Это символ воскресения природы, пробуждения земли, красоты и рассвета. Две птицы голова к голове - светлый символ счастливого и долгого брака, а потому такой сюжет часто можно увидеть на свадебной женской одежде.
Большое значение имел используемый в вышивке цвет. Белый традиционно связывали с чистотой, благом и светом. Он олицетворял женское начало, материнство и любовь. Красный ж символизировал солнце, жизнь, огонь и красоту. Он использовался для олицетворения мужского начала. Красные узоры обозначали землю, которая получила энергию солнца и давала жизнь.
Для русского Севера более характерна вышивка красными нитями по белому фону. В Крестецком районе Новгородской области было распространено изготовление разных видов изделий, украшенных белой ажурной вышивкой по белой ткани. Это ставшая знаменитой крестецкая белая строчка.
В среднерусской полосе - в Рязанской, Калужской, Тульской, Смоленской областях - более популярно вышивание цветной "перевитью". Рязанское вышивание отличается многоцветностью, вышивка Владимирской области характеризуется обилием растительных узоров, выполняемых гладью.
Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Ее украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои, отличия и была различной по назначению: повседневная, свадебная, праздничная. Отличались фасоны и декоративные элементы в одежде для разных возрастов - девичьей, для молодой или пожилой женщины.
В деревнях девочки уже к 13-15 годам подготавливали себе приданое. Это были полотенца и скатерти, вышитые предметы одежды и быта. Незадолго до свадьбы проводились выставки - это было важно для того, чтобы оценить уровень мастерства девушки. А уже на свадьбе все подготовленные предметы раздаривали родственникам жениха.
Говоря о разных приемах и узорах, важно помнить о том, что они были обусловлены формой одежды, которая чаще всего шилась из прямых кусков ткани. Швы были счетными - они выполнялись по счету нитей и использовались для украшения краев рукавов рубах и платьев, разреза на груди, низа передника или самой одежды. Узор всегда располагался вдоль соединительных швов.
Выставка "Своя рубаха ближе к телу" представляет редкие предметы из фондов музея-заповедника "Родина В.И. Ленина", а также коллекции старинных и современных работ участников народной студии "Белошвейка". Проект призван показать преемственность культурных традиций народов России.
Особое внимание на выставке уделено вышивке волжан. Посетители узнают, какие цвета и орнаменты имели главное значение, чем отличались виды полотенец в поволжских семьях, увидят национальные чувашские, мордовские, татарские и русские предметы быта.
В музее представлены подлинные предметы, выполненные с ювелирным - тканые и плетеные пояса, свадебные полотенца, головные уборы. Впервые выставлены праздничные полотенца и фартуки, выполненные во второй половине XX века и переданные в дар музею-заповеднику "Родина В.И. Ленина".