Но времена меняются, и премии уже не так котируются.
Лишь хип-хоп музыканты в это время года традиционно предаются лени, поэтому в списке новинок много инди-, поп– и электронных альбомов.
BICYCLES FOR AFGHANISTAN – "Пенадней"
Три года назад московская группа Bicycles For Afghanistan выпустила дебютный альбом с куда более лиричной музыкой, чем большинство ее участников играли раньше – это были 11 честных песен о взрослении и растерянности, которые за это время ничуть не потеряли в актуальности. К 2018 году BFA, по-прежнему любимые московской музыкальной тусовкой, протоптали дорогу многочисленным новым русским эмо-группам – а если тебя уважают коллеги и к ним примыкающие, то это ли не главное? На "Пене дней", несмотря на уход бас-гитариста и соавтора песен Саши Артиста, группа снова задает себе и слушателю неудобные вопросы, экспериментирует со звучанием (от пост-панка и инди-рока нулевых до практически поп-музыки в понимании Джека Антоноффа) и в результате должна не только не потерять слушателей, но и приобрести новых – что им прочат уже много лет.
AMNESIA SCANNER – "Another Life"
Финская музыка часто формируется в Берлине – можно вспомнить, например, что главный человек на этой сцене, Мика Вайнио, жил в Германии. Там же живут и более молодые электронщики вроде Якко Эйно Калеви. Дуэт Amnesia Scanner хоть номинально и финский, но работать над музыкой его участники начали в Берлине. "Another Life" – их дебютный альбом, который предваряли ни на что не похожие микстейпы и EP с музыкой, многое заимствовавшей не только из R&B и хип-хопа, но и из индастриала и музыки народов мира. Судя по тем песням, что уже есть в сети, AS пытаются ворваться на песенную территорию и, кажется, довольно успешно. На этот раз в центре их внимания дискотека – транс, EDM, кудуро, а также другие модные и не очень жанры, деформированные примерно, как человек на обложке.
LOW – "Double Negative"
Группа Low давно держится в классиках грустной американской музыки, но уже выпущенные песни с нового альбома "Double Negative" позволяют сказать, что ждать этого альбома стоит. Это вторая пластинка, записанная с продюсером Би Джеем Бертоном, но на этот раз группа предложила ему, как любителю хип-хопа, немного поэкспериментировать. Получилось не немного и совсем не похоже на то, что Low делали раньше. Новые песни словно что-то разъедает изнутри. Ужасно интересно, как их будут пытаться описать – потому что в этом году явно не выйдет альбома более-менее известной группы, настолько хитроумно (и при этом очень красиво) записанного.
РАЙАН ХЕМСВОРТ – "Elsewhere"
Канадский электронщик Райан Хемсворт после выхода своего прошлого альбома "Alone for the First Time" сосредоточился на диджей-сетах и гастролях по миру (включая выступление на полузакрытой покерной вечеринке в Москве). Сейчас же он возвращается к большой альбомной форме: в этом ему помогают друзья, на что намекают синглы с рэперами Джоджи (один из многочисленных псевдонимов звезды ютьюуба Филти Фрэнка) и NewAgeMuzik. То есть как минимум можно будет пополнить свою фонотеку новыми для себя именами. Музыка же подсказывает, что это будет довольно расслабленный и сентиментальный альбом – кроме того, лучший вариант для тех, кто хочет придержать для себя воспоминания о лете.
ТИМ ХЕКЕР – "Konoyo"
Канадец Тим Хекер давно строит свои альбомы вокруг замысловатых идей: есть фото людей, выбрасывающих с крыши фортепиано, можно ли его озвучить? как будет звучать литургия после альбома "Yeezus" Канье Уэста? можно ли превратить сводки новостей о Гуантанамо и Абу-Грейп в эмбиент? Нынешний альбом "Konoyo" вдохновлен японской музыкой, но пока это заметно не очень сильно: Хекер вернулся к долгим, вялотекущим, лишь на эмоциональном уровне вступающим в конфликт со слушателем композициям. Тем не менее, если на прошлом альбоме было заметно, что Хекеру интересно работать с голосом, то теперь музыка для него – будто часть церемониала, что-то ритуальное, выводящее в область вечного: даже треклист, выглядящий как стихотворение, к этому вполне себе располагает.
FUCKED UP – "Dose Your Dreams"
Канадцы Fucked Up записывали длинные композиции, посвященные восточному календарю, панк-оперу о работнике лампочной фабрики, смешивали в текстах отсылки к литературе, истории и философии – и при этом умудрялись, технически говоря, оставаться хардкор-панк-группой. Их предыдущий альбом "Glass Boys" был лишен тяжеловесных концепций, но новый, "Dose You Dreams", кажется, вновь будет очень сложным. Рев вокалиста группы Дэмиэна Абрахама на этот раз сменяется пением приглашенных певцов, музыка скачет между стилями – но за всеми сложностями, судя по первым трем композициям, будут скрываться очень простые и понятные многим песни о поколении, которое почувствовало себя потерянным, но все равно хочет бороться хотя бы за что-то. Fucked Up еще пять лет назад сравнивали с Husker Du – кажется, пришло время сказать об этом еще раз.
КОННАН МОКАСИН – "Jassbusters"
Семь лет назад невесть откуда взявшийся австралиец Коннан Мокасин покорил всех любителей музыки альбомом "Forever Dolphin Love" с крайне запоминающимся десятиминутным заглавным треком. Его голос, одновременно скрипучий и карамельный, сложно было перепутать с кем-то еще – и второй его альбом "Caramel" это реноме закреплял. После этого сольной музыки от Мокасина практически не было. Спустя четыре года наконец выходит "Jassbusters", записанная с группой пластинка, которая одновременно еще и саундтрек к одноименному фильму, который снял сам Мокасин. Хочется надеяться, что за мультимедийностью не затеряются собственно песни, которые музыкант пишет на уровне своих соратников и друзей – Ариэля Пинка, LA Priest, Blood Orange.
MØ – "Forever Neverland"
Свой предыдущий альбом Карен Мари Эрстед, также известная как MØ, выпустила четыре с половиной года назад – в таких случаях обычно принято говорить, что для поп-музыки это срок огромный. Это не мешало ей записывать звучащие отовсюду хиты с Major Lazer, экспериментировать с Charlie XCX, работать с Джеком Антоноффым и многими другими. Судя по первому синглу с "Forever Neverland", сделанной совместной с Дипло "Sun In Our Eyes", на альбоме будет очень много песен, которыми Эрстед и славится – бесхитростными, прекраснодушными, но на самом деле довольно умно устроенными и очень откровенными. Несмотря на движение в сторону искренности в поп-музыке, именно у MØ получается "быть настоящей" лучше многих других. Хочется верить, что альбом это в очередной раз докажет.
IAN SWEET – "Crush Crusher"
Каждый год музыкальным критикам кажется, что гитарная музыка оказывается спасена – благодаря альбомам, на которых авторы изливают душу с помощью фузза и переборов. В этом году с подобной музыкой все чуть хуже, чем обычно – обошлось без Энджел Олсен, Мицки ушла в поп, надрыва практически нет. Возможно, с этим поможет жительница Нью-Йорка Джилиан Медфорд, записывающаяся под псевдонимом Ian Sweet (раньше это было название группы, но недавно Медфорд ее разогнала). В какой-то степени это похоже на Girlpool, у которых она была в туре на разогреве, немного – на всех девушек с гитарами подряд: тем не менее, шансы на появление собственного печального голоса у нее есть.
THE 1975 – "A Brief Inquiry into Online Relationships"
Группу The 1975 какое-то время назад было принято не любить – примерно за то же, за что не любят всю музыку, которую выбирают подростки: они слишком выпендриваются, они слишком выделяются, они, наконец, какие-то слишком безликие. Последнее, как сейчас становится ясно, все-таки неправда, а в выпендреже нет ничего плохого: The 1975 на данный момент пишут самые хлесткие и остроумные поп-песни, равно напоминающие о нью-вейве, софисти-попе и дэнсхолле. Что делать, когда тебе скоро будет тридцать? Должен ли ты реагировать на происходящее вокруг, если ты поп-звезда? Можно ли сделать из откровенных высказываний о себе и манифестов уместные поп-песни? Ответ на последнее – да, и это прекрасно.
SUN KIL MOON –"This Is My Dinner"
Марк Козелек выпускает несколько альбомов в год, большая часть его песен похожа на посты в фейсбуке и длятся они в среднем девять минут – зачем слушать такого музыканта в 2018 году? Раньше Козелек практически полностью оставался в рамках гитарной музыки, и делал в этих рамках великие вещи, например, посвященный живым и мертвым друзьям и родственникам альбом "Benji". В последние пару лет в его музыке стало больше электроники, в которую он добавляет странные звуки (вроде криков животных) и вообще ни в чем себе не отказывает: песня, обвиняющая Майкла Джексона в педофилии? Почему бы и нет. Расследование смерти Элизы Лэм в рамках одной из сюжетных линий альбома? Да, конечно. Известно, что на "This Is My Diner" будет минутный кавер на заглавную песню сериала "Семья Партриджей". Хм.
РОУЗ МАКГОУЭН – "Planet 9"
Роуз МакГоуэн все в основном знают как актрису и активистку движения #MeToo – в музыке ее послужной список не очень большой: бэк-вокал у Мэрилина Мэнсона, пара песен собственного сочинения, которые не получили особого распространения и, в общем-то, все. "Planet 9", ее дебютный альбом, может эту ситуацию исправить. Не будет лишним сообщить, что за полгода до выхода альбом появился в сети – и его прослушивание это, что называется, опыт. МакГоуэн балансирует между поп-музыкой и наивным искусством, между Ланой дель Рей и Клаусом Номи, при этом на выходе получается невероятная честная и искренняя музыка – примерно такая, какая была на дебютном альбоме Скарлетт Йоханссон, "Anywhere I Lay My Head".
BOYGENIUS – "boygenius"
Конец нулевых был временем, когда всем пришлось вспомнить, что такое супергруппа, как минимум благодаря The Good, The Bad&The Queen, The Dead Weather и Them Crooked Vultures. Сейчас этот немного подзабытый термин, значащий лишь, что у всех участников ранее была какая-то сложившаяся творческая биография, стоит освежить в памяти – например, ради boygenius. Состоящая из трех девушек, в разное время провозглашенных спасительницами гитарной музыки, boygenius как будто бы не предлагает ничего сверхъестественного, чего-то сверх того, что можно ждать от участниц: Жюльен Бейкер, Фиби Бриджерс и Люси Дакус даже в рамках совместной группы умудряются делать что-то, похожее именно на них самих. Впрочем, песни получаются отменные – однако за альбом пока все еще тревожно.
CHROMATICS – "Dear Johnny"
Одна из многих групп любителя итало-диско, старых фильмов о девушках в беде и многих других узконаправленных увлечений, Джонни Джуэла, в какой-то момент стала основной – начинали они с шумного панка, а пришли к очень статному року, каким его понимали в семидесятые. Про "Dear Johnny" говорят уже несколько лет: за это время Chromatics выпустили несколько ЕР не очень ясного происхождения, успели уничтожить весь тираж не только записанного, но и отпечатанного на виниле альбома, выступили в "Доме у дороги" в городке Твин Пикс, и вот, кажется, и правда выпускают новый альбом. Синглы подсказывают, что томный рок уходит в сторону более синтезаторных поп-вещей, но и в них есть что-то нездешнее – не в смысле места, а в смысле времени.