Внезапно, но самый зрительский фильм на старте проката – французский. Кроме того, "Русалка в Париже" еще и неожиданно хороша, учитывая, что ранее она не засветилась ни на одном фестивале, не стала международным хитом. Нарочито декоративное и очень музыкальное фэнтези отчетливо напоминает оскаровскую "Форму воды": певец Гаспар спасает от неминуемой гибели обворожительную русалку Лулу. Успевает влюбиться в нее, не зная, что знакомство с этой коварной красавицей убивает не только загипнотизированных матросов, но и случайных парижан. Но здесь нет такого четкого политического месседжа, вместо него – грамотная стилизация под "Амели" и кропотливо воссозданная атмосфера парижских кафешантанов. Во всяком случае, это кино наверняка покажется стильным нефранцузам, то есть эдаким кинозрителям-туристам. Ничего напряжного в этом фильме нет: именно такие нужны тем, кто отвык за последние месяцы ходить в кинотеатры и сейчас осторожно будет приучать себя к широкому экрану. Но в то же время это неглупая картина о постепенном уходе в небытие вещественного мира прошлого. Невозможно забыть, что понемногу исчезают все эти стилизованные кабаре: из обновляющегося Парижа испаряется магия прошлых веков, и скоро в столице Франции не останется ни одного романтически настроенного Гаспара, способного спасти русалку, выброшенную на берег Сены.
Фея
Крупнейшая российская премьера – не такая уж премьера. "Фея", крупномасштабная искусствоведческая драма Анны Меликян ("Про любовь", "Русалка"), вышла во время карантина – сразу онлайн и эксклюзивно – на "Кинопоиске", но теперь стартует повторно на широком экране. "Фею" действительно стоит пересмотреть в кино. Да, это фильм во многом перегруженный, передраматизированный, часто слишком пафосный. Но, к примеру, Константин Хабенский играет здесь одного из самых любопытных персонажей в своей карьере: стареющего и неоправданно успешного конформиста, который пытается найти причины доживать свой век и заодно наладить отношения с дочерью. Кроме того, в "Фее" много визуальных отсылок к Тарковскому, устных размышлений об Андрее Рублёве, а еще – неожиданные сюжетные линии о видеоиграх, неонацистах и перерождении души. В общем, хотя бы минимально разобраться в этом хитросплетении – уже вполне себе зрительское достижение.
О бесконечности
Помимо "Феи", по так называемой перевернутой модели проката выходит один из призеров Венецианского фестиваля-2019, картина "О бесконечности", которая принесла шведу Рою Андерссону "Серебряного льва" за лучшую режиссуру. В онлайн-кинотеатрах фильм показали еще в мае, но все же такое кино из уважения к автору стоит смотреть на самом большом экране из возможных. Андерссон, наверное, наиболее доступный из сугубо фестивальных режиссеров. Он не отгораживается от зрителя сложной формой, можно даже сравнить его фильмы с скетч-шоу, разве что, в отличие от каких-нибудь "Шести кадров", шведский грустный гений вовсе не собирается никого смешить. В его крохотных зарисовках о тщете сущего, которых в одном полном метре несколько десятков, часто нет ни сюжета, ни реплик, все вместе они вовсе не складываются в одну большую историю. Для этого постановщика важнее зафиксировать в разнообразных ситуациях, как человеческая жизнь во всех ее проявлениях дала трещину.
Грустный Гитлер сидит в бункере и слушает, как над ним взрываются бомбы. У женщины сломался каблук. Священник потерял веру в Бога. Все это – в холодных грязноватых тонах и с отсылками к классике живописи (например, к "Полету над городом" Марка Шагала).
Больше кино Андерссона не похоже ни на чье другое, разве что на другие картины самого Роя, что и хорошо, и плохо. Хорошо – потому что это очевидный уникум. Плохо – потому что фильм "О бесконечности" по большей части выглядит бонусным материалом к предыдущему андерссоновскому шедевру "Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии", который в той же Венеции получил главную награду – "Золотого льва". Впрочем, грех жаловаться на дополнительные сцены к гениальному фильму.
Banksy
В широкий прокат выходит документальный фильм о самом известном представителе стрит-арта в мире, снятый британским режиссером Элио Эспаньей. Обычно кинокартины о вольных художниках похожи на их работы: написаны широкими яркими мазками, которые лишь в финале складываются в понятное и ясное послание. Эспанья предлагает посмотреть на Бэнкси обстоятельно и последовательно: режиссер пошагово проходит путь от первых нью-йоркских граффити, к которым британец не имеет никакого отношения, до последней громкой выходки Бэнкси, когда на аукционе Sotheby’s в 2018 году картина "Девочка с воздушным шаром" была пропущена через встроенный в раму шредер.
Хэппи-энд
Эта российская посткарантинная премьера не такая представительная, как "Фея", – здесь нет Константина Хабенского или Меликян за штурвалом. Но все же у этой картины обнаруживается несомненное достоинство в данный конкретный момент времени – она помогает на время забыть о закрытых для отпускников госграницах благодаря тому, что снята на живописном морском берегу.
Старик просыпается на чужбине, в Таиланде, причем без конкретных воспоминаний о том, как же он туда попал. Как водится, после подобной завязки он обнаруживает себя человеком неглупым и оборотистым, быстро обзаводится друзьями (одного из них играет прекрасный артист Владимир Мишуков), вовсе не зная никаких иностранных языков, и впоследствии вновь возвращает себе память о прошлом.
В этой картине все примерно предсказуемо, но предсказуемость эта приятная. Посмотреть "Хэппи-энд" – все равно что вернуться в любимый и знакомый вплоть до каждой набережной кафешки курортный городок.
В ожидании варваров
Фильм "В ожидании варваров" колумбийского режиссера Сиро Герра – лауреат Венецианского кинофестиваля 2019 года. Он снят по роману южноафриканского писателя и нобелевского лауреата Джона Кутзее, написанному в 1980 году. Действие разворачивается в небольшом городке на окраине безымянной империи, на который вот-вот должны напасть коренные народы – варвары, живущие на границе. Следить за порядком в город прибывают жестокие военные-колонизаторы, роли которых исполнили Джонни Депп и Роберт Паттинсон. После недолгого расследования военные отправляются в экспедицию за пределы империи, где берут в плен нескольких варваров. Их жестоко пытают и убивают, а в это время местный чиновник пытается спасти молодую пленницу.
Цой
Фильм режиссера Алексея Учителя "Цой" планируется к выходу в российский прокат ко Дню российского кино. Главные роли в картине, посвященной легенде русского рока – музыканту Виктору Цою, сыграли Евгений Цыганов, Паулина Андреева, Марьяна Спивак, Игорь Верник. Правда, появления самого Цоя в картине ждать не стоит. Действие происходит в августе 1990 года, уже после ДТП, унесшего жизнь артиста.
Призраки войны
Военный хоррор с непредсказуемым сюжетом про фашистское наследие – всего лишь второй фильм мастера неожиданных концовок и режиссера "Эффекта бабочки" Эрика Бресса. В последние месяцы Второй мировой войны пятеро американских солдат получают задание охранять французский замок, до этого оккупированный нацистским командованием. Однако довольно быстро их миссия превращается в настоящий кошмар. На месте они обнаруживают оккультную пентаграмму, дневник немецкого солдата и чье-то сверхъестественное присутствие.
Форпост
Неожиданно отличный военный фильм по мотивам реальных событий. В конце нулевых в северном Афганистане полсотни американских солдат держат оборону на небольшой и, кажется, особенно не нужной базе. Лагерь окружен горами, с которых американцев ежедневно обстреливают талибы, и всем понятно, что рано или поздно они ударят большими силами. Компанию Орландо Блуму, играющему чуткого командира, составляет целый взвод знаменитых отпрысков: сын Клинта Иствуда (который тут фактически в главной роли), сын Мела Гибсона, сын Мика Джаггера, внук Ричарда Аттенборо и наверняка кто-то еще. Вероятно, этим кастингом режиссер Род Лури (в прошлом артиллерист и кинокритик) раскланивается перед военным "папиным" кино, принципы которого он действительно наследует, но не механически, а с собственными идеями. Экшен-отрезки сделаны здорово. Драматические – отношения между солдатами, шуточки, повседневный героизм выглядят совсем знакомо, но тоже хорошо. А когда все хорошо, то и патриотический пафос, порой зашкаливающий, смотрится уместно.
Неистовый
В двух словах – Расселл Кроу в роли очень плохого парня, который преследует подрезавшую его женщину. Опаздывая по делам, Рейчел (Карен Писториус) обгоняет другого водителя (Расселл Кроу) на светофоре. Это могло бы стать обычным дорожным происшествием, если бы мужчина не оказался законченным психопатом.
Режиссер Деррик Борте стал известен в 2009 году благодаря картине "Семейка Джонсов" с Деми Мур и Дэвидом Духовны, рассказывающей про семью, члены которой на самом деле не являются друг другу родственниками. Также на счету Борте история взросления Джо Страммера, сооснователя панк-группы The Clash, в фильме "Лондон-Таун". Большая часть его новой ленты снята всего за одну пятницу, в дневной час пик, на автостраде в Австралии.
Последние и первые люди
Гипнотизирующая, минималистская и звукозрительная симфония Йоханна Йоханнссона. Режиссерский дебют скоропостижно скончавшегося исландского композитора, писавшего музыку к фильмам Дени Вильнёва ("Пленницы", "Убийца", "Прибытие") и "Мэнди". Экранизация влиятельного научно-фантастического романа "Последние и первые люди: История близлежащего и далекого будущего" Олафа Стэплдона, рассказывающего про закат человеческой цивилизации. По форме – нечто среднее между видеоартом и постдрамой. В кадре нет людей, только каменные сооружения, строения и живописная природа. За кадром – гипнотизирующая музыка Йоханнссона, написанная в соавторстве с берлинцем Яиром Элазаром Глотманом, а также голос Тильды Суинтон, зачитывающей отрывки из романа (заметим, что актрисе и музе Дерека Джармена не впервой выступать в таком амплуа: смотрите, например, "Блю"). Конечно же, выбор Суинтон на роль рассказчицы не случаен: кому, как не ей, настоящему андрогину, говорить от лица последних людей? В остальном – это невероятная, совершенно фантастическая картина, завораживающий, медитативный, по большей части чувственный, но также и интеллектуальный опыт (точнее, experience!). Так бы, наверное, выглядело "Прибытие", если бы Вильнёв, как и Йоханнссон, концептуально вывел людей за рамку экрана.
И еще …
"#яздесь"– картина с названием-хештегом оказывается предельно банальной душеспасительной мелодрамой о пожилом французском поваре, который влюбился в кореянку после переписки в Инстаграме и неожиданно приехал к ней знакомиться лично. Не такого кино мы мучительно ждали все эти месяцы.
"Лесси. Возвращение домой"– другой чересчур понятный фильм, слезливая драма об умильной колли, которая слишком любила своих хозяев. Фильм полностью идентичен любой другой картине о Лесси.
"Будь собой: Неизвестная история Алис ГиБлаше". Это детектив об одном из первых режиссеров в истории – француженке, снявшей больше фильмов, чем сами братья Люмьер. Ее заслуги замалчивались, а пленки с работами растерялись и пришли в негодность. К сожалению, прокат у фильма крохотный, но это неожиданно лучшая посткарантинная премьера из всех возможных.