Ричард Руссо - лауреат Пулитцеровской премии, романист, эпатирующий своим нежеланием эпатировать. По-апдайковски (или даже по-хемингуэевски) несовременные герои его новой книги "Шансы есть…" - давние друзья, каждый из которых в настоящем столкнулся с частным кризисом, а в анамнезе у всех троих - кризис глобальный, навсегда связавший их друг с другом.
Когда они были молоды - Никсон воевал во Вьетнаме, а "Вудсток" был еще вчера, - друзей было четверо. Однажды их подруга Джейси вышла из домика на острове Виньярд, где они вместе проводили выходные, и пропала без вести. Сорок лет спустя уже пожилые мужчины возвращаются на остров - и тут к сардонически отстраненному анализу неудавшихся жизней добавляется захватывающая детективная линия. Особенно приятно, что Руссо не отправляет своих героев на поиски улик и бесконечные беседы со свидетелями: вся нужная для раскрытия тайны информация изначально у них в кармане. Вот только каждый должен найти в себе силы поделиться с другими своей деталькой пазла, личным секретом, от которого зима в сердце, на душе вьюга, ну и просто очень стыдно.
"Вечный кролик", Джаспер Ффорде
Джаспер Ффорде известен российскому читателю по циклу книг о параллельной Вселенной. Там Крымская война России и Англии затянулась на добрых 100 лет, а детективы расследуют не только реальные преступления, но и преступления во времени и даже литературные.
Столь же любопытной обещает стать и его новая книга "Вечный кролик" – она о мире, где частью общества стали… кролики. Они читают книги, ездят на авто и служат в армии на правах обычных людей. Само собой, нравится это далеко не всем. В центре конфликта людей и кроликов оказывается работник государственного "Крольнадзора" Питер Нокс. В ходе романа ему придется многое понять о друзьях, о своей стране и своем биологическом виде – и решить, каким станет будущее кроликов.
Описание сюжета смахивает одновременно на "Обитателей холмов" Ричарда Адамса и "1984"Джорджа Оруэлла, а должность Нокса – кроличий опознаватель – невольно заставляет вспомнить фильм "Бегущий по лезвию". Станет ли новая книга Ффорде такой же классикой, как и все вышеперечисленное, читателям предстоит решить.
"Берегись автомобиля. Расследование",
Станислав Дединский, Наталья Рябчикова
Неизвестные страницы истории советского кинематографа - часть совместного проекта издательской программы "Подписных изданий" и культового журнала "Искусство кино". Первой ласточкой серии стал путеводитель по фильму Марлена Хуциева "Июльский дождь". Теперь подготовлено захватывающее расследование, посвященное комедии Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля". Блистательные Смоктуновский, Ефремов, Папанов, Евстигнеев, Миронов, Волчек - реплики их персонажей растащили на цитаты, созданные ими образы давно вписаны в наш культурный код. А ведь изначально фильм задумывался совсем другим. Как выглядели первые варианты сценария, написанного специально под Юрия Никулина? Как сценаристы Рязанов и Брагинский отстаивали свой художественный замысел на многочисленных сценарно-редакционных комиссиях? Как родилась знаменитая музыкальная тема к фильму? Если сам фильм о приключениях Деточкина только заигрывает с жанром детективного нуара, то авторы этой книги настроены очень серьезно. Все тайны будут раскрыты, а бесценные архивные документы, поднятые в ходе расследования, станут для любителей кинематографа бесценной находкой.
"Путеводитель по Будапешту для марсиан", Антал Серб
Книга венгерского писателя Антала Серба вышла в издательстве Libra в начале лета. Ее название, с одной стороны, обманчиво: это не путеводитель в буквальном смысле. Впервые опубликованный в 1935 году "Путеводитель…" - скорее, воспоминания автора о своей юности на фоне любимого им города (русскоязычное издание иллюстрировано фотографиями Будапешта 20–30-х годов). Но спустя почти 100 лет от того Будапешта осталось немного: в 1944–1945 годах город вначале был оккупирован немецкими войсками, а затем отвоеван Красной армией - в результате этих событий центральные улицы города превратились в руины, а все мосты через Дунай были взорваны. Но Антал Серб этого уже не увидел: в 1944-м он умер в трудовом лагере после болезни и пыток.
Читая книгу, мы действительно чувствуем себя марсианами, которых давно умерший писатель ведет по городу-призраку, ведь даже современный Будапешт сегодня недоступен - разве что через литературу.
"Жена Эйнштейна", Лив Стрёмквист
Шведская иллюстраторша покоряет своим неподражаемым умением затрагивать непростые темы и преподносить их в легкомысленном примитивистском художественном стиле на радость неравнодушному читателю.
Обычно Лив берет одну-две остросоциальных темы: отношения, гендер, феминизм, любовь - и рассказывает об исследованиях философов, социологов и антропологов по этим вопросам, сопровождая повествование остроумными шутками и едкими комментариями в сторону античных философов или голливудских звезд.
Новая книга - сборник, больше похожий на подборку еженедельных стрипов какого-нибудь политического карикатуриста. Круг тем здесь шире и разнообразней. Умение Стрёмквист рассказывать о серьезных и даже болезненных темах - ее неоспоримый талант. Обязательно откройте для себя эту выдающуюся художницу.
"Остров обреченных", Стиг Дагерман
Все еще радуетесь солнцу и теплу? "Остров обреченных" напомнит всякому, что летний жар и солнечное излучение обжигают, иссушают, вгоняют в безумие. И это лишь прелюдия к ледяной ночи, когда придет время настоящего кошмара.
Стига Дагермана впервые выпускают на русском. Признанный классиком через два с лишним десятка лет после своего самоубийства, он теперь считается ярчайшим автором позднего шведского модернизма. Нобелевский лауреат Жан-Мари Леклезио, написавший предисловие к "Острову обреченных", не зря сравнивает роман с сочинением графа Лотреамона, столь же пессимистичным и мизантропическим.
Книга изготовлена блестяще. Очень удобный, немного уменьшенный формат, тонированная бумага, пара простых тактильных приемов - и у вас в руках незабываемый артефакт, подходящий, чтобы прямо на пляже, посреди резвящейся толпы, отрешиться от летнего легкомыслия, будто укрывшись черной тканью. Идеально.
"Полуночники", Брехт Эвенс
Автор книги - известный фламандский художник, иллюстратор и автор комиксов. Он потрясающе работает с цветом и образами. В России уже выходила одна из книг его авторства - "Пантера". Его произведения ужасны и прекрасны одновременно. Он рассказывает про жизнь, но очень круто вплетает в нее фантастические элементы, которые делают настоящее ужасающе сюрреалистичным. Ты проваливаешься в книгу, и она тебя засасывает - в общем, настоящее произведение искусства.
"Полуночники", как и любая книга Брехта, сложна для издания на русском. Над ее адаптацией работала чуткая переводчица Екатерина Торицина (она же переводила "Пантеру") и восхитительная художница Ольга Лаврентьева, которая кропотливо занималась леттерингом (она может быть знакома некоторым по работам "ШУВ"и "Сурвило").
"Дневник Блюмки", Ивона Хмелевская
Хмелевская - известная польская художница, живет и работает в Торуни и преподает на факультете изящных искусств в Университете Николая Коперника.
В своей книге Ивона трепетно рассказывает историю детей из польского дома сирот, основанного Янушем Корчаком.
Автор написала книгу в 2011 году, но ее не хотели выпускать в Польше, и впервые она вышла в Германии. В России "Блюмка" тоже столкнулась со сложностями. Дело в том, что на одной из картинок Януш Корчак в оригинале изображен с сигаретой. Издатели не хотели ничего менять в исходнике, но тогда бы были вынуждены маркировать книгу "18+" - в этом случае она могла быть недоступна детям в библиотеках. В итоге издатели посоветовались с Ивоной и убрали сигарету из рук Корчака.
"Дневник Блюмки" дважды удостоен литературной премии "Книга года", номинирован на Немецкую премию по детской литературе Der Deutsche Jugendliteraturpreis, получил главный приз на конкурсе Польской ассоциации книгоиздателей и еще много наград.
Behold!!! The Protong, Станислав Шукалски
Несколько лет назад культовое издательство андерграунд-комиксов Last Gasp издало книгу с живописью и скульптурой Станислава Шукалски - польского сюрреалиста, которого принято ставить в один ряд с Бексински, Гигером и другими европейскими визионерами XX века. Предисловие к ней написали Леонардо ДиКаприо и его отец- художник и коллекционер живописи. Вслед за ней вышел одноименный фильм - Struggle: The Life and Lost Art of Szukalski, который спродюсировал Леонардо.
Неудивительно, что спустя пару лет Last Gasp выпускают продолжение темы Шукалски. Behold!!! The Protong – еще одна прекрасная монография с работами сюрреалиста из Восточной Европы, снабженная большим количеством текстов, которые помогут окунуться в мир многопланового творчества Станислава.
Japonesthetique, Такато Ямамото
Ямамото - живой классик современного японского сюрреализма. Впрочем, жанровые рамки не подходят для описания его работ. Сам художник называет свой стиль Heisei Estheticism. Это эстетичные, переполненные мелкими деталями и мрачными элементами полотна о красоте, смерти, страхе и страсти. В работах Такато мы видим влияние традиционной японской живописи и манги.
В своей последней книге Ямамото немного смягчает содержание: отфильтровывает сцены насилия и напоминания о судном часе. Издание, как обычно у наших японских коллег, выполнено с вниманием к деталям - от сорта бумаги до оформления обложки. Есть возможность приобрести лимитированную версию.
"Завтра будет лучше", Бетти Смит
Завершаем обзор книгой с позитивным и воодушевляющим заголовком – "Завтра будет лучше". Бетти Смит больше всего прославилась своим шедевром "Дерево растет в Бруклине". Уже не первое десятилетие книги автора возвращаются на полки магазинов в новых переводах и с новыми обложками.
Главная героиня этой истории – Марджи Шэннон – росла в бедности и была крайне недовольна своими родителями, не додававшими ей любви. Девушка была уверена, что уж она-то станет куда лучшей женой и матерью. Однако идеальная жизнь в наших фантазиях трудно осуществима из-за суровой реальности. И все же Марджи не сдается, пытаясь оставаться верной мечте.