Плакат прошел длительный путь развития от лубочных картинок, объявлений, листовок до предмета искусства и графики. В малограмотной России, в отсутствие радио и телевидения, плакат стал единственным средством оперативного донесения информации для всех слоев населения.
В первой половине XX века сложились основные достоинства плаката: доступность, наглядность, яркость. Официальное "признание" жанра произошло благодаря Международной выставке афиш в городе Санкт-Петербурге в 1897 году. Знаменитые "Окна РОСТА", окна ТАСС, "Боевой карандаш" сделали плакат популярным видом искусства. Владимир Маяковский призывал хранить "окна" - "клочки истории, замечательные документы эпохи".
Плакаты, выставляемые в окнах и витринах магазинов, жили реальной жизнью общества и событий. Они останавливали прохожих, вызывали эмоции, призывали к действию. Это информация на злобу дня стала отражением реального времени.
Советский плакат первых послереволюционных лет - явление феноменальное. "Мобилизованный" властью на фронт идеологической борьбы, он на протяжении полутора десятка лет сохранял лидирующее место среди других видов изобразительного искусства. И не только в силу своей социальной значимости. Плакат рассматривался как жанр подлинно революционного массового искусства. Новые функции и задачи, новая зрительская аудитория потребовали особых коммуникативных форм и выразительных средств. Их поиски протекали в русле процессов создания нового революционного искусства. Плакат естественно оказывался в сфере интересов мастеров русского авангарда, их теоретической и практической деятельности. Он воплотил их наиболее радикальные идеи, стал значительным, новаторским явлением в художественной культуре ХХ века.
В предреволюционной России не было профессии плакатиста. После 1917 г. к плакату обращаются живописцы, графики, архитекторы, скульпторы, принявшие революцию и готовые служить ей. Они вносили в агитационное искусство элементы образной системы "своего" искусства. Плакат, не знавший ранее влияния авангардистской эстетики, "примерял" ее принципы в ходе формирования собственного языка, претворял стилистику разных художественных течений, в том числе кубизма и супрематизма. Влияние кубизма сказалось на новых формах плакатной графики.
Как основа новаторского языка "Окон РосТА" кубизм получил высокую оценку критики, но у массового зрителя он не всегда встречал понимание. Так было в Петрограде, в Костроме, где протесты зрителей против "радикализма художественных приемов" вынудили художников организовать дискуссию и публично защищать современные методы работы.
В числе других видов печатной графики плакат оказался почти идеальной моделью производственного искусства, отвечающей критериям жесткого рационализма и "генетической" связи с полиграфическим производством. Он стал своеобразной творческой лабораторией видных представителей русского авангарда - Маяковского, Родченко, Лисицкого. Особая эстетическая и конструктивная нагрузка возлагалась на текст, важнейшая роль изобразительного компонента отводилась фотографии.
Новая экономическая политика, введенная в 1921-м, воскресила рекламный плакат, забытый в годы Гражданской войны. Продвижение продукции государственных предприятий расценивалось как важная экономическая и политическая задача. "Думайте о рекламе!" - призывал Маяковский, и его призыву последовали многие художники-новаторы. "Реклам-конструкторы" агитировали за продукцию "Моссельпрома" и "Чаеуправления", "Госиздата" и "Резинотреста", делали световую и фасадную рекламу, упаковку, закладки для книг и другое.
Деятельность художников-новаторов в области рекламной графики принималась не безоговорочно. В 1925 г. в их адрес раздались упреки в культивировании мещанства, в одновременном служении революции и нэпу.
Кино сыграло громадную роль в мировоззрении и деятельности художников авангарда. Идеи и новаторский язык фильмов дали мощный стимул к обновлению традиционной плакатной формы. Признанными лидерами стали братья Стенберги. Монтаж и конструкция - так определили они основы своего метода. Эта краткая формула вместила в себя опыт создания ранних пространственных конструкций и цветоконструкций, практику оформления спектаклей в театре и выразительные средства кино - крупный план, наплывы, ракурсы.
Постановления ЦК ВКП(б) 1931–1932 гг. поставили плакат в зависимость от идеологических и художественных установок партии. Период художественных экспериментов завершился.
На выставке представлены агитационные советские плакаты первой половины XX века, в первую очередь те, что создавались по заказу Управления пожарной охраны, Института санитарного просвещения и Всероссийского добровольного пожарного общества с целью пропаганды и обучения, грамотного поведения в быту. Многие из средств наглядной агитации не утратили своей актуальности и сегодня.