В рамках проекта "Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях", разработанным АНО "Россия - страна возможностей", в вузах России создаются центры компетенций. Появится такой центр и в УлГУ.
Центры компетенций станут площадками, где студенты получат возможность в дополнение к получению знаний по выбранной профессии развивать личностные качества, востребованные у современных работодателей. Они призваны стать местом встречи студентов, работодателей и представителей региональной власти. В центрах компетенций обучающиеся пройдут диагностику своих надпрофессиональных умений (часто их называют "softskills"), выстроят индивидуальные траектории развития, займутся "прокачкой" компетенций для ориентации на запросы конкретных работодателей.
Спрос на такие центры связан с тем, что стандарты высшего образования и, соответственно, образовательные программы вузов в первую очередь предполагают усвоение профессиональных знаний, умений и навыков ("hardskills"). А вот с надпрофессиональными компетенциями все немного сложнее, особенно в части их оценки, развития и фиксации. При этом многие работодатели четко формируют свой запрос к системе образования - на выходе из университетов молодые специалисты должны обладать набором важных компетенций.
Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков поясняет, о каких именно компетенциях идет речь: "Сегодня для построения успешной карьеры недостаточно профессиональных знаний. Выпускникам вузов помимо прочего требуются навыки тайм-менеджмента, умение ориентироваться на результат и проявлять лидерские качества, стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект и другие "мягкие" навыки".
Одновременно с этим и многие студенты признают, что им на старте карьеры не хватает именно надпрофессиональных навыков, особенно в плане их практического применения. Руководитель отдела аналитики департамента методологии и оценки АНО "Россия - страна возможностей" Екатерина Степашкина поделилась промежуточными результатами в части уровня выявления компетенций у студентов российских вузов: "Протестированных студентов можно условно разделить на три группы. Во-первых, "сбалансированные" (51%) - ребята, у которых в равной степени проявляется каждая из компетенций, но они все равно в полной мере не соответствуют профилям, которые хотели бы видеть работодатели. Во-вторых, студенты, которых мы условно назвали "нерезультативные педанты" (26%) - явно видно, что у них пониженная ориентация на результат, низкая стрессоустойчивость, они склонны строго следовать правилам, но при этом вряд ли будут прикладывать усилия, чтобы доходить до необходимого результата. В-третьих, профиль "уравновешенных достигаторов" (23%) - это студенты, которые показывают очень высокие результаты по стрессоустойчивости и ориентации на результат, склонны планировать, при этом имеют пока средний уровень по партнерству и сотрудничеству, то есть не всегда ориентированы на командную работу и построение отношений. Ребята разные, но при этом по оптимальному профилю, который хотели бы видеть работодатели, по разным причинам не дотягивают. Всего 3% студентов, которые прошли тестирование по четырем инструментам и шести компетенциям, относятся к "звездному составу": имеют высокий уровень по компетенции "Анализ информации" и высокий уровень по большей части оставшихся компетенций".
Зачем нужны Центры компетенций? Университету - чтобы выпускать молодых специалистов, максимально адаптированных к задачам современного рынка труда. Студентам - чтобы получить возможность эффективного социального и карьерного роста. Центры компетенций позволяют оценить свои навыки и сформировать индивидуальную траекторию развития. На основе результатов диагностики и прохождения траектории формируется профиль студента, доступный работодателям. Это откроет обучающемуся доступ к подходящим вакансиям, стажировкам и проектам.
Работодатели смогут привлечь молодые кадры с требуемыми компетенциями, получат доступ к базе студентов и недавних выпускников, прошедших диагностику надежными инструментами оценки, сумевших развить свои способности. И наконец регионам деятельность центров компетенций позволит сохранять и повышать качество человеческого ресурса, не отпуская молодые таланты за пределы территории, а предлагая максимально востребованные позиции и возможности для карьерного и социального развития.