Прообразом всех современных шляп стал популярный в античности фетровый головной убор - петасос, похожий на шляпу канотье. Петасос служил исключительно практическим целям - защищал от дождя, солнца и ветра. Треуголка появилась благодаря испанцам и французам в XVIII веке и пользовалась особой популярностью у патриотов во времена Гражданской войны в Америке, а также у пиратов. Появившийся в конце XVIII цилиндр снискал популярность во всем мире. Английские полицейские использовали уплотненные цилиндры для защиты от возможных нападений. А чуть позже была изобретена шляпа-шапокляк - цилиндр, складывающийся в гармошку. Фасон позволял избавиться от неудобств, вызванных слишком большим размером.
В середине XIX века братья Болер придумали котелок. Целью изобретателей было сделать головной убор, который не смог бы сорвать с головы ветер. Он плотно облегает голову и обладает глубокой посадкой. Пожалуй, это один из первых демократичных головных уборов для мужчин, который в первую очередь решал практические задачи, а не предназначался для демонстрации статуса.
Шляпа претерпевала множество изменений на протяжении всей истории человечества, принимая самые причудливые формы. Кстати, одно из значений выражения "дело в шляпе" - получение какой-либо привилегии. В древности люди вынимали из шапки право на первоочередную покупку, торговлю и пр. Соответственно, слово "прошляпить" обозначало "упустить возможность". А история про безумного шляпника тоже не лишена оснований. Чаще всего шляпы делали из войлока. Для производства использовали шерсть зайца, бобра или кролика, а в качестве вспомогательного материала использовалась ртуть. Шляпе придавали форму с помощью отпаривания. Шляпники работали в тесных помещениях, которые плохо проветривались, что в дальнейшем приводило к отравлению. Ремесленники теряли координацию, невнятно говорили и постоянно испытывали тряску рук.
Посетители выставки в музее быта увидят более 50 экспонатов, раскрывающих тему городской моды дореволюционного Симбирска и советского Ульяновска.