"погружающий" в реальные условия профессиональной деятельности.
Реформирование системы здравоохранения помимо прочих выявило и проблему практической профессиональной подготовки медицинских работников. По мнению аналитиков, основными причинами большинства конфликтных ситуаций в медицине являются недостаточные практические навыки молодых специалистов, неумение и неготовность общаться с пациентами в реальных условиях, а не на моделировании ситуации во время учебных занятий. Поэтому столь важно разработать новые методы обучения медиков, внедрить объективные критерии оценки качества их труда, подготовить к практике. В Институте медицины, экологии и физической культуры Ульяновского государственного университета видят одним из способов решения этих задач развитие симуляционных технологий.
Симуляторы – оборудование, приемы, позволяющие "погрузить" будущего специалиста в реальную среду его деятельности, – используются очень широко, особенно в сферах, предполагающих высокие риски. Методики симуляционного обучения в медицине известны давно – в анестезиологии манекены применяются с 80-х годов прошлого века. Работа с муляжами и фантомами позволяет многократно отработать определенные упражнения и действия, точно воссоздать важные клинические сценарии.
Симуляционный центр медицинского моделирования в УлГУ создан в ноябре прошлого года.
– Это учебно-методическое подразделение, где не только отрабатываются практические навыки и манипуляции, но и осуществляются учебно-методическая деятельность, научный поиск, эксперименты в технологиях преподавания с выходом на клинические базы,– рассказывает доцент кафедры общей и оперативной хирургии, заведующий центром Виталий Гноевых. – Здесь занимаются студенты среднего и высшего профессионального образования, интерны и ординаторы, слушатели циклов усовершенствования, специалисты смежных специальностей.
Повышение уровня практических знаний, обучение навыкам управления кризисными ситуациями, работе в команде, организационное и методическое обеспечение учебного процесса, создание условий для подготовки к производственной практике и итоговая проверка качества знаний студентов, применение инновационных методов обучения – далеко не все задачи.
– В идеале в центре должны реализовываться четко определенные кластеры практического тренинга на всех этапах обучения, в том числе и довузовского,– продолжает Виталий Викторович.– В кластеры включены направления "экстренная медицина", "уход за больными", "педиатрия – неотложная помощь, уход за детьми", "анестезиология и реанимация", "хирургия и лапароскопия", "акушерство и гинекология".
Студенты младших курсов, готовящиеся к прохождению производственной практики в качестве помощника медицинской сестры и помощника фельдшера, до работы в стационаре должны овладеть не только умением ухода за пациентом, но и базовым реанимационным комплексом и основами оказания неотложной помощи при основных критических состояниях. Учебный процесс выстраивается таким образом, чтобы студент к моменту "перехода" на клинические кафедры в полном объеме освоил в теории и отработал на муляжах, манекенах и симуляторах манипуляции и клинические приемы в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов специальностей "Лечебное дело" и "Педиатрия".
…Преподаватель демонстрирует процедуру на тренажере без пояснений. Затем делает то же самое, сопровождая манипуляции рассказом. Третья ступень – те же действия с озвучиванием требований к студентам. Итог – самостоятельное выполнение операции учащимися. Такая схема, по мнению специалистов, призвана надежно закрепить практические навыки в сознании будущих специалистов.
Практическим занятиям на симуляторах предшествует теоретическая подготовка в центре. Студенты слушают специально разработанный вводный курс по одному из разделов медицины, потом работают в учебных залах на тренажерах, осваивая сосудистый доступ, восстановление проходимости верхних дыхательных путей, сердечно - легочную реанимацию, промывание желудка и прочие операции – основу основ медицинского труда. Затем наступает черед компьютерной имитации: в условиях класса будущий врач должен "пройти" определенные модули интерактивной учебной программы – остановка сердца, нарушение дыхания, аритмия, отравление и передозировка. Закрепляются практические навыки в симуляционной части центра – имитационных палатах. Здесь условия приближены к клиническим – реальные обстановка и оборудование, манекен, реагирующий на вмешательства. Путем многократного повторения и разбора ошибок под контролем преподавателя студенты добиваются совершенства в работе с оборудованием и пациентом, командном труде.
В настоящее время симуляционное обучение на общероссийском уровне признано обязательным компонентом профессиональной подготовки медиков. Для разработки единых стандартов создан Всероссийский учебно-методический центр симуляционного обучения, который работает во взаимодействии с Министерством здравоохранения РФ, УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, другими государственными и общественными организациями. Специалисты УлГУ держат руку на пульсе.