Веселое, умное искусство датского художника Херлуфа Бидструпа популярно во всем мире, оно покоряет людей повсюду, где любят и ценят остроумную карикатуру. Секрет непреходящего успеха творчества Бидструпа – в простых и мудрых словах самого мастера: "Цель сатиры – говорить правду". Бидструп стремился не только забавлять и веселить, а раскрывать подлинную суть жизненных явлений, увиденных острым глазом художника-юмориста.
"Я рисую с тех пор, как помню себя. Если только в мои руки попадал карандаш или кусок мела, я тут же начинал рисовать, а порой “рисовал”, даже не имея ничего. Помню, что еще маленьким мальчиком я, бывало, по вечерам, когда меня укладывали спать, долго водил указательным пальцем в воздухе, “рисуя” различные фигуры",– писал датчанин в воспоминаниях.
Отец Бидструпа – маляр и художник-декоратор, в свободное время усердно занимался живописью. Он был первым критиком и учителем мальчика. Его детство пришлось на первую мировую войну, “испанку”, которая чуть было не сделала будущего художника сиротой. В этих нелегких условиях его самым большим утешением было бегство в мир фантазии. Карандаш помогал забывать о житейских трудностях.
Как и все детские рисунки, его домики, люди, деревья, лошади невольно вызывали улыбки. Художник вспоминал, как обиделся на дядю, который расхохотался, просматривая его творения. Херлуфу было тогда лет пять, и он долго размышлял над тем, почему его рисунки воспринимаются другими совсем не так. Постепенно он стал понимать, что именно производило комичное впечатление, и часто, уже вполне сознательно, рисовал так, чтобы вызвать смех у зрителей. Вскоре Бидструп с удовлетворением убедился в том, что смех – его союзник.
Формирование датчанина как зрелого художника пришлось на годы исторически значимых политических событий – зарождение и расцвет коммунизма, фашизма, обострение отношений между странами, социальные конфликты между богатыми и бедными. Политическая карикатура явилась важным мотивом творчества Бидструпа. Он быстро стал убежденным коммунистом и впоследствии большим другом СССР.
Удивительно, но даже при нынешнем отношении к коммунизму карикатуры Бидструпа не хочется списывать в утиль. Потому что главное в них не идеология, а люди с их радостями, пороками, слабостями. Они во все времена одинаковы. Кроме того, у графика много лирических работ, рисунков на общечеловеческие темы.
Выставка Бидструпа открыта в областном краеведческом музее. К сожалению, в Ульяновск приехали только копии. Однако и они позволяют в полной мере оценить талант и философский юмор датского мастера.