Объединение вундеркиндов в День знаний получило прописку в новом помещении на базе лицея физики, математики, информатики №40 при УлГУ. Аудитория была отремонтирована и оборудована на средства попечителей УлГУ. В последние августовские недели и соляристы активно подключились к завершающей стадии ремонта и оснащения их нового местопребывания.
Уже 14 лет "Солярис" действует на базе подшефного университетского лицея №40. За это время его участники реализовали немало творческих проектов – исследовательских, изобретательских и даже художественных (речь идет о создании научно-фантастических рассказов). Показатель признания "Соляриса" – сотни дипломов победителей и призеров конкурсов разного уровня, включая всероссийские и международные. Группа начинала свою деятельность, когда слово "инновации" еще не было столь популярно, как сейчас. Но проекты "Соляриса" всегда были инновационными.
Здесь все подчинено задачам исследования, творчества, движения вглубь. Девиз "Соляриса": "Новое – из глубины". Это не группа для повышения школьной успеваемости, подготовки к ЕГЭ и олимпиадам. Предполагается, что качественные знания соляристам даются в обычной школьной образовательной деятельности, и что еще важнее – ребята настолько мотивированы, что сами при поддержке руководителя изучают нужные для их проектов разделы уже известных дисциплин. А в "Солярис" приходят, чтобы познать неизвестное. Здесь школьники девятого класса порой с легкостью изучают вузовские учебники. Но главное, что дает "Солярис" – стимулирование интереса к поиску нового, жажды неизведанного, сокрытого в глубине, под поверхностью очевидности, развитие творческого мышления детей и воплощение их идей в действительность. Для этого необходима свобода мышления, способность выходить за пределы известного и общепринятого.
Конечно, высший класс для соляристов – это научно-теоретические и научно-экспериментальные проекты, которые приводят к открытиям. Не все сразу готовы к этому. Поначалу школьники работают над созданием новых технических устройств – занимаются изобретательством и конструированием, техническим творчеством. Оригинальные идеи после долгого обсуждения с использованием методов ТРИЗ, мозговых штурмов доводят до действующих моделей, позволяющих исследовать и оценить жизнеспособность и полезность предложенных задумок. Ведь новое отнюдь не всегда воспринимается действительностью, улучшает и обогащает ее. Соединить новизну и эффективность – весьма нетривиальная задача, она требует глубины мышления, работы интуиции, владения уже известным знанием, опытом человечества. Поэтому не все проекты "Соляриса" оказываются реализованными: некоторые "сдаются в архив", ожидая своего времени.
Как правило, автору идеи помогают довести ее до ума другие соляристы и, конечно же, бессменный руководитель "Соляриса", опытный педагог Илья Иванов. Так возникает атмосфера сотворчества, подобная "мыслящему океану" из романа Лема, давшего название центру.
Важнейшие принципы "Соляриса" – широта охвата тем работы и междисциплинарность. Им подчинено и обустройство нового помещения: предусмотрены места для слесарно-столярных работ, занятий радиоэлектроникой, робототехникой, исследовательской деятельности в области естественных наук, информационных технологий. При необходимости соляристы пользуются лабораторной базой и техническими площадками УлГУ.
В центре за столом руководителя – своеобразный символ "Соляриса" – доска, за которой обсуждалось и будет обсуждаться множество идей, естественнонаучных, гуманитарных, технических и даже философских. С копии фрески Рафаэля Санти "Афинская школа" на соляристов взирают великие мыслители Древнего мира – Платон, Аристотель, Пифагор, Сократ, Гераклит…
…В первый сентябрьский день соляристы отметили на новой площадке сразу несколько праздников – День знаний, новоселье, а также день рождения руководителя Ильи Иванова.