Самовары изображали на картинах, прославляли в песнях, книгах, поговорках и частушках. И в каждом произведении о самоваре были только добрые слова, сказанные с уважением и любовью.
Самовары различались по объему: трактирные ведерные самовары, средние и совсем маленькие - на 1-2 стакана воды. Форма тоже была разнообразной: "шар", "яйцо", "ваза", "репка", "рюмка", "желудь", "банка" и многие другие.
Значение самого слова "самовар", несмотря на его немалый возраст, до сих пор понятно каждому. В нем отражен функционал изделия - "сам варит". Он же показан и в диалектных версиях. Ярославцы звали его "самогар" ("сам горит"), вятичи - "самогрей" ("сам греет"), курчане - "самокипец" ("сам кипит"). И даже в татарском языке он звался "снабар", то есть "чайник". Кстати, отдельные исследователи считают, что именно от татарской версии ведет свою этимологию русский "самовар".
Многие воспринимают этот предмет, как изобретение мастеров нашей страны. Увы, это не так. Документы свидетельствуют, что впервые изделия, объединившие емкости для воды и углей с отводящей трубой, появились в Китае. Названные "хого", они распространились на территорию Японии и современного Ирана. А первый дошедший до археологов реликт имел возраст 3600 лет и был найден в сельской местности Азербайджана.
Аутепса ("само+кипящий", "само+варящий") - так назывался сосуд, в котором древние римляне согревали воду. Как и большая часть вещей того периода, он не был лишен изящества. Высокие витые ножки, пузатая чаша в виде тыквы, богатый декор - им можно было украсить стол именитого горожанина. А вот пользоваться было не так удобно, как русским изобретением - у него не было крана! Внутри размещались два отсека - в один загружали горящие угли, в другой воду. Вычерпывать ее приходилось черпаками. Зато была другая "опция" - летом вместо угля емкость заполняли льдом и пили охлажденные напитки.
Производство самоваров в России началось после того, как тульский промышленник Демидов отправился на Урал, где с местными кузнецами выковал первую самогреющуюся конструкцию. Позже ее нашли среди демидовского имущества. Спустя годы здесь появится Суксунский завод самоваров и суксунская форма - в виде античной амфоры. Через 77 лет после первых опытов Демидова братья Лисицыны открыли в Туле первое потоковое производство, поэтому Тула считается Родиной российских самоваров.
Судя по документам, первые образцы выдалбливались из медного куба. Но довольно быстро эта варварская технология была усовершенствована. Начинали с того, что раскраивали листы меди и из них, как из ткани, собирали конструкцию. Не всякая медь могла идти на кувшин. У мастеров была хитрость: лист царапали шилом. Желтый цвет и непрерывность царапины говорили, что материал подходит. Прерывистая блеклая линия свидетельствовала о присутствии окиси меди.
Расчерченные по меркам листы разрезали, сворачивали в цилиндр. По краям делали зубцы, ими скрепляли разные части: проходились молотом, потом паяли в горне. Неровности стачивали, снова ковали, конструкцию прокаливали и охлаждали. В процессе было задействовано восемь узкоспециализированных мастеров! Наводильщик отвечал за сгиб и спайку листов. Лудильщик наносил тонкий слой олова на самовар изнутри. Токарь шлифовал поверхность на специальном станке. Вертельщик поворачивал изделие. Слесарь отвечал за мелкие детали: ручки, краны. Сборщик собирал "запчасти" воедино и спаивал их, а чистильщик придавал им товарный вид. Токарь по дереву оттачивал деревянные шишки на крышечках, за которые их снимали, чтобы не обжечься.
Каждый из мастеров работал на дому. В рамках фабричной линии осуществлялись лишь сборные операции. Раз в неделю работник объезжал дворы, собирал изготовленные детали и отвозил сборщику.
После революции частные фабричные линии были закрыты. Почти два года отрасль не развивалась. Лишь в 1919-м новое руководство страны образовало гособъединение самоварных фабрик. Правда, к немедленному прорыву это не привело. Спустя три года на национализированном меднообрабатывающем госзаводе в Кольчугино вышел в свет первый советский самовар, но дореволюционного успеха отрасль уже не обрела.
Спустя 15 лет в результате деления производств появился тульский завод "Штамп". В период после войны на нем осталась последняя самоварная линия в стране. Позже завод перешел на электрические модели, а с 1964-го была запущена сувенирная серия "Ясная Поляна". Жаровые модели стали уходить из быта из-за оснащения новостроек кухонными плитами.
Выставочный проект в музее купечества представляет предметы из фондового собрания музея-заповедника "Родина В.И. Ленина". Это разнообразные самовары и предметы, необходимые для чаепития: посуда, скатерти, салфетки. Посетителей ждет знакомство с артелями и самоварными фабриками, их клеймами и самыми интересными фактами из истории этого водогрейного приспособления. Дополняют выставку живописные натюрморты.