С первых минут общения понимаешь, что собеседник производит совершенно особое впечатление: интеллигентный, доброжелательный, мудрый, с тонким чувством юмора. Немного уставшие глаза – огромное количество встреч каждый день (больницы, детские учреждения, храмы).
Первый вопрос, конечно же, о планах по работе с молодежью.
Владыка: "Здесь, на симбирской земле, прекрасный коллектив единомышленников. Священники, со многими из которых я уже познакомился, участвуют в общественной жизни, работают с молодежью. С такими помощниками, я думаю, все у нас получится, будем продолжать начатое. Эта работа будет продолжаться при поддержке активной части духовенства, которая очень заинтересована в том, чтобы молодежь пришла в церковь. Без молодых у церкви нет будущего. Справедливости ради скажу, что здесь ничего на мертвой точке не стояло. Работа велась по всем направлениям".
Владыка рассказал и о планах по внедрению опыта работы в Татарстане. В ближайшее время в Ульяновск из Казани приедет специалист для реализации проекта "Школа православного лидера". Это площадка, на которой деятельная молодежь привлекается к реализации социально значимых проектов. Например, проведение недели православного кино, реконструкция парков, организация питания для бездомных.
Не могли мы в разговоре обойти стороной вопрос о судьбе здания, в котором расположен медицинский факультет УлГУ. Не остановится ли процесс подготовки медицинских кадров для региона, из-за нехватки которых мы и так сегодня страдаем? Вот что ответил Владыка:
– Сегодня об этом даже говорить не приходится. Освободить это помещение сейчас – нереально, это все понимают. Мы не можем выпроводить факультет на улицу, а в ближайшей перспективе переселить будущих врачей некуда. Хотя мы понимаем, что здание это – не самое приспособленное для медицинского факультета, специалисты хотели бы, чтобы оно было более современным, удобным, не угнетало, а способствовало восприятию необходимых знаний. Конечно, мы не отказываемся от того, что церковное имущество должно быть возвращено церкви, но сначала необходимо предоставить подходящее помещение для медицинского факультета. А уж затем можно и об исторической справедливости говорить. Тогда никто не останется в обиде. Ни православные, ни, тем более, медицина. Мы все понимаем, что для человека важно и физическое, и духовное здоровье. Думаю, что местная власть при поддержке губернатора сможет решить этот вопрос. Я в это верю и знаю, что так и будет.
О Ленине и о себе…
– Я родился в то время, когда учение Владимира Ильича Ленина считалось бессмертным. Нас так воспитывали, убеждали, что в конце концов с религией будет покончено. Однако, сколько помню себя, всегда был уверен в том, что мы останемся христианами. Даже когда мне показывали священника и говорили: "Вот видишь, идет священник, он помрет, и церкви не будет, православия не будет", думал о том, что все равно будем дома тихонечко молиться. Уверенность в том, что церковь будет жива, наверное, в наших генах, какое бы давление на нас ни оказывали, мы все равно верим. Да, мы участвовали в то время во всех советских мероприятиях, украшали портреты Ленина и Сталина. У меня отец на все праздники вывешивал на дом красный флаг. Вернувшись с фронта, он был сначала председателем колхоза, затем – председателем сельсовета. В церковь, конечно, не ходил, нельзя было. Помню себя мальчишкой, идем с отцом вечером по улице, он смотрит на небо и говорит: "Смотри, вот ангелы на небе зажигают лампадочки, сейчас мы придем домой и тоже зажжем лампадку". Представляете, у людей, которые были далеки от церкви, не ходили на богослужение, заложено в генетической памяти, что есть Бог, есть небо, это передавалось и мне. И я думаю, что и дальше так будет. А у нас случилось так, что мы жили на улице Ульяновых в Казани 20 лет. Когда-то в этот дом приходил сам Ленин. В шахматы играл под деревом. И дерево это росло при мне. Так что мы ко всему привыкали, в любых условиях человек выживает, главное – веру не терять. Когда началась перестройка, обрадовались. Слава Богу, наступил новый период. Правда, сейчас либерализм порой захлестывает нас со всех сторон (улыбается). Порядка было больше в советское время".
На вопрос, будет ли у нас когда-нибудь порядок, Владыка ответил:
– Это только Богу известно…
Справка "Вестника"
Анастасий, митрополит Симбирский и Новоспасский (Александр Михайлович Меткин). Родился 27 августа 1944 г. в д. Столбово Кимрского р-на Калининской области. После окончания школы служил иподиаконом в Успенском храме с. Щелкова. В 1963 г. окончил строительное училище, работал на машиностроительном заводе в г. Кимры. С 1967 г. служил псаломщиком в храмах Казанской епархии. 6 мая 1968 г. рукоположен во диакона, 7 февраля 1972 г. – во иерея. 5 сентября 1976 г. пострижен в монашество и возведен в сан игумена. В этом же году назначен настоятелем Никольского кафедрального собора г. Казани и секретарем Казанского епархиального управления. В 1985 г. возведен в сан архимандрита. В 1975 г. заочно окончил Московскую духовную семинарию, в 1983 г. – Московскую духовную академию.11 декабря 1988 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы хиротонисан во епископа Казанского и Марийского. С 11 июля 1993 г., после выделения из состава Казанской епархии Йошкар-Олинской и Марийской епархии, – Казанский и Татарстанский. 25 февраля 1996 г. возведен в сан архиепископа. С 1998 г. – ректор Казанской духовной семинарии. Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Богородицкого мужского монастыря г. Казани и Раифского Богородицкого мужского монастыря (пос. Раифа Зеленодольского р-на Республики Татарстан). Решением Священного Синода от 6 июня 2012 г. назначен главой новообразованной Татарстанской митрополии.18 июля 2012 г. возведен в сан митрополита. Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. освобожден от должности ректора Казанской духовной семинарии. С июня 2012 г. по май 2015 г. временно управлял Чистопольской епархией. Решением Священного Синода от 13 июля 2015 г. назначен Преосвященным Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии. Образование: 1975 г. – Московская духовная семинария (заочно), 1983 г. – Московская духовная академия.