Выставка под названием "Трамваи мира в моделях" приехала в центр-музей Гончарова из музея трамваев Андрея Мясникова, главного редактора издательского дома "Железнодорожное дело" (Москва). Экспозиция прежде побывала уже во многих городах России и вот наконец приехала в еще один город трамваев – Ульяновск.
На выставке представлены сто пятьдесят моделей. Это трамваи Европы и Америки, Великобритании и Японии, России и Австралии. Все они выполнены из совершенно разных материалов, но в едином масштабе – 1/87. Конечно, модели малого размера не впечатляют так, как настоящие грохочущие гиганты. Но, тем не менее, проект позволяет сравнить вагоны разных заводов, городов и стран между собой.
Андрей Мясников уверен: трамвай – транспорт не прошлого, а будущего. Нужно, чтобы он становился современным, экологически чистым, скоростным.
– Говорят: трамвай мешает автомобильному движению. Да наоборот все!– считает Мясников.– Если автомобильное движение мешать не будет, трамвай станет быстрым, уютным, удобным.
В далеком 1974 году Андрей, будучи дошкольником, побывал на выставке "Модельная железная дорога в ГДР", которая проходила в столичном Политехническом музее. Именно там среди великого множества паровозов, электровозов и вагонов молодой человек высмотрел и два маленьких копийных трамвайчика – красный и желтый. Но в отличие от миниатюр поездов железной дороги, модели трамваев в нашу страну из ГДР не поставлялись. Поэтому первый мини-трамвай в коллекции Андрея Мясникова появился только через 15 лет – в 1989 году.
С тех пор миниатюрный трамвайный парк коллекционера растет. Сейчас в нем уже почти триста вагончиков со всего мира. В собрании Андрея Мясникова – не только самые первые электрические, но и предшествовавшие им конные вагоны, а также городские паровички. Представлены своего рода "эпохальные вагоны" – например, американский PCC 1930-х годов. С этой конструкции началось повсеместное использование бесшумной тележки так называемого "мостового типа". Именно такие ходовые части используются до настоящего времени на большинстве трамвайных вагонов, работающих в том числе и в России.
Кроме моделей трамваев на выставке можно увидеть диорамы с видами этого транспорта на улицах городов и в трамвайных депо.