Сольные концерты – это прекрасно, и в ближайшие три месяца есть чем "поживиться". В Россию едут иконы брит-попа Suede, неутомимые экспериментаторы Xiu Xiu, боги построка Godspeed You! Black Emperor и другие интересные музыканты.
GAS
Вольфганг Фойгт – композитор и музыкант, который определил звучание актуальной электроники. Его лейбл Kompakt с конца девяностых задает тон в минимале, сам Фогт ловко балансирует между умным техно и неудобными экспериментальными жанрами. В Россию он едет в формате GAS – эмбиент-проекта, в котором семплы из Малера и Вагнера сочетаются с глитчами, прямые биты управляются авангардистским мышлением, а в визуальной подложке используются авторские фотографии лесов. Так звучал бы и выглядел немецкий романтизм, если бы он родился в клубе с синтезатором под мышкой.
Modeselektor
Международный успех проекта Modeselektor – результат нескольких факторов. Во-первых, это приверженность фирменному звучанию берлинской техно-сцены. Во-вторых, отслеживание актуальных трендов электронной музыки. В-третьих, Modeselektor всегда пытались выйти за пределы электроники, совместить ее насыщенность и гипнотизирующие ритмы с эффектными мелодиями и запоминающимися историями – отсюда коллаборации с Apparat в рамках сверхуспешного проекта Moderat, c Томом Йорком, Томми Кэшем или набирающей популярность британской рэпершей Flohio.
AtariTeenageRiot
Немецкая диджитал-хардкор-группа Atari Teenage Riot появилась как поп-культурный ответ на растущие неонацистские настроения начала 90-х – под быструю перегруженную бас-бочку и прямые как палка гитарные риффы троица по-панковски декламировала незамысловатые тексты в защиту всего левого. К концу 2010-х Atari Teenage Riot пережили распад, смену состава, но суть осталась примерно той же – это, в конце концов, якобы политизированная и помрачневшая версия The Chemical Brothers, очевидный, но прекрасный фейк, который время от времени непреодолимо тянет послушать.
KeroKeroBonito
Лондонское трио, игравшее сахарный электронный баблгам-поп с текстами попеременно на английском и японском, вдруг воткнуло гитары в усилители и забрело на территории инди-рока и нойза. Так появился их новый и, возможно, лучший альбом "Time’N’Place": наивный, ретроспективный, печальный и обаятельный – все разом. Все логично: в жизни есть грусть, есть надежда, а примерно посередине – музыка Kero Kero Bonito.
ZU
Саксофон, бас и ударные, иногда электроника – вот и весь незамысловатый состав итальянского фри-джазового трио Zu. Однако звучат они как бульдозеры, которые сносили ларьки у московского метро: таким лютым, стенобитным, ломаным грувом сегодня могут похвастаться разве что редчайшие грайндкоровые группы или Meshuggah. Добавьте к этому нойзовые фрагменты и осязаемый мрак, и получите, возможно, идеальную экстремальную группу современности.
MachineGunKelly
Ричард Колсон Бейкер, более известный как Machine Gun Kelly, – один из самых нетипичных среди популярных хип-хоп-артистов последних лет: его обошла мода на клауд-рэп, да и в принципе он мало чем напоминает рэпера новой школы. Корни его творчества лежат скорее где-то в нулевых, когда ведущие хип-хоп и рок-исполнители начали экспериментировать со стилями и вступать в мультижанровые коллаборации. Воспитанный на музыке Mötley Crüe Бейкер взял из панк-рока и хеви-метала набор живых инструментов и животную экспрессию, а из рэпа – пачку сценических приемов и быструю, "пулеметную" читку. В прошлом году Machine Gun Kelly ввязался в биф с Эминемом, но все-таки уступил ветерану белого хип-хопа. Впрочем, выводов из этого делать не стоит, ведь проиграть Мэтерсу лучше, чем проиграть кому-то еще, особенно учитывая то, что Эминем – это та живая легенда, с которой Бейкера сравнивают чаще всего. В Россию Machine Gun Kelly приедет с новым альбомом "Hotel Diablo".
WhiteLies
Британская группа White Lies придает традиции, идущей от героев мрачного постпанка Joy Division, необычайную коммерческую витальность – под эти насыщенные и мелодичные треки можно собирать стадионы или запускать ракеты в космос. Группа исполняет предсказуемые песни о чувственных размолвках и особенностях современного глобального мира. В этих треках всем заправляют лоск и драйв, которые, кажется, полностью вытеснили нервозность и противоречия – главный источник вдохновения для основателей жанра.
Майкл Джира и Норман Уэстберг
Только Майкл Джира в наилучший момент распустил Swans, которые встали на рельсы, потускнели и чуть было не перестали быть замечательными, как сразу же отправился в очередное мировое турне – с акустической гитарой и зверскими, поющимися на разрыв глотки корневыми блюзами. Эта грубая, обаятельная, ободранная и насквозь честная музыка вполне может прийтись по вкусу и фанатам группы Джиры, и тем, кого их ритуальная цикличность утомляла. Совсем без следов славного прошлого, впрочем, не обойдется – с Джирой в Россию едет гитарист Swans Норман Уэстберг.
Suede
Suedeсейчас включают в список великой бритпоп-четверки наряду с Oasis, Pulp и Blur – группами, которые отчасти определили, каким станет все современное гитарное инди. Однако дьявол, как говорится, в деталях – если Oasis были районными простаками, а Pulp и Blur – простаками хитроумными, от группы Бретта Андерсона всегда веяло опасной и депрессивной трансгрессией. Со временем этот среднеклассовый декадентский шик сошел на нет, бритпоп стал историей, а Suede развалились – чтобы спустя семь лет, в 2010-м, снова воссоединиться. С тех пор вышло уже три альбома, а преодолевший наркозависимость Бретт Андерсон сказал, что меньше всего ему хотелось бы быть самопародией. Suede сейчас играют, возможно, не самую актуальную музыку – в творчестве повзрослевших британцев будто не осталось былой болезненной энергетики, а от размеренных поп-рок-треков последнего полноформатника "The Blue Hour" веет доброй ностальгией по концу прошлого столетия. Группа приедет в Москву с презентацией нового релиза, а также с пачкой старых хитов, по которым мы знаем британскую музыку 1990-х.
Мик Харви
Мультиинструменталист Мик Харви играл на гитаре на 14 альбомах Nick Cave and the Bad Seeds, а потом отправился в свободное плавание. В сольной группе он поет вроде бы совершенно необязательное околороковое кантри, но делает это с таким вкусом, который никогда не воспитает большинство пусть дважды культовых исполнителей, а между делом он может то записаться с PJ Harvey, то сесть в кресло продюсера. В Москве Харви вместе с музыкантами Swans, Игги Попа и Ника Кейва споет переведенные на английский песни Сержа Генсбура – короче, задаст настоящего стиля.
Godflesh&Nadja
Godflesh – самая влиятельная индастриал-метал-группа, которая почти три десятка лет ловко смешивает техногенные биты со злобными риффами. Nadja – канадский дрон-дуэт, отыскавший метафизическое спокойствие в грохоте перегруженных гитар. Первые берут аутентичным мраком и ритмом, вторые – почти осязаемой акустической статикой. Поймать обе группы в одном месте – большая удача для всех фанатов экстремальной гитарной музыки с головой.
XiuXiu
Фронтмен проекта Xiu Xiu Джейми Стюарт всегда славился умением конвертировать боль и несчастья в искореженные песенные форматы. Только если раньше в его треках можно было распознать мелодические поп-хуки, гитарные аккорды, синтезаторное беспокойство и восьмибитное пищание, то на последнем альбоме "Girl with Basket of Fruit" Стюарт с головой погружается в нойз в его расширенном смысле – пыточную какофонию аналоговых и электронных звуков, хлопков, ударов, всхлипов, криков, декларирования, спазмов и разрывов. Среди поднимаемых на альбоме тем – борьба с раком, линчевания, трудности бездомных и женщин, страдальческие попытки любить и жить. Иногда все это напоминает радикальный аудиоперформанс, но именно к такой экспериментальной лаборатории ужаса и готовят себя преданные фанаты Xiu Xiu. Концерт пройдет с перкуссионным усилением – к группе присоединится бывший ударник Swans Тор Харрис.
Weedeater
Говорим Weedeater – подразумеваем Дейв Коллинз. Именно фигура фронтмена известна чуть ли не больше самой музыки: возможно, вы натыкались на фото, где Коллинз с безумным окосевшим взглядом играет на гитаре и поет, засунув в рот микрофон. Если у брутального стоунера и сладжа есть человеческое лицо – это, безусловно, лицо Дейва Коллинза, но это в любом случае не главное. Главное – это то, что даже в таком, казалось бы, ограниченном жанре группы Коллинза всегда обладают своей бесспорной идентичностью: так, поклонники сладжа отмечают музыку как Weedeater, так и прошлого коллектива Дейва Buzzov*en, отдельным тегом weed-metal. С канонами здесь тоже все в порядке: даже с великим Стивом Альбини за микшерским пультом группа осталась верна жанру, не переставая играть тягучие фуззовые риффы, обрушивающиеся на слушателя тяжелыми камнепадами. Если соскучились по брутальной музыке, полной первородной маскулинности, концерт Weedeater поможет выпустить пар.
a-ha
Лучшее новое – хорошо забытое старое. Видимо, так и подумали ветераны синтезаторного нью-вейва из Норвегии, когда выбирали концепт нового тура. Серия концертов получила название "Hunting High and Low" – так называется дебютный альбом группы, известный, прежде всего, по главной нетленке норвежцев "Take on Me". В программу войдут все песни с первого релиза группы, причем некоторые из них будут сыграны в непривычных аранжировках – тех, которые не вошли в итоговую версию альбома. Музыканты обещают вернуть зрителей в 1985-й – год, когда трое норвежских ребят закрылись в крохотной лондонской квартире и начали творить музыку нового времени.
Godspeed You! Black Emperor
Godspeed You! BlackEmperorвпервые в России: даже если на обоих концертах произойдет какая-то катастрофа, они все равно попадут в списки главных лайвов года (а заодно и в историю). Вероятно, главное достоинство канадцев в том, что они не подались в размазанную по времени графоманию – в отличие от большинства коллег по построку. Godspeed просто играют невероятно просторную музыку: с длиннющими крещендо из гитар и струнных, продуманной на час вперед структурой, математически точными кульминациями и фэйд-аутами. А уж из какого материала они их соберут – роковых архетипов, эмбиента или нойза – не особенно и важно.
CharliXCX
Мало на кого заинтересованная поп-музыкой общественность возлагала такие же надежды, как на Charli XCX. О певице заговорили, когда той было немногим больше двадцати, – рецензенты Pitchfork оценили первый альбом Charli XCX под названием "True Romance" на редкие 8,3 балла. За мощное и свежее звучание некоторые критики авансом окрестили певицу спасительницей поп-музыки. Секрет ее звучания таился в сочетании несочетаемого: сладкого попа, вдохновленного музыкой Spice Girls, и природной тяги артистки ко всему темному и таинственному. В последующие годы влияние Charli XCX на поп-сцене только возрастало: в 2016-м она открыла лейбл Vroom Vroom Recordings, а в 2018-м составила компанию в туре Тейлор Свифт. На концерте в Москве можно ждать старые хиты и треки с сентябрьского альбома "Charli". Даже если последние эксперименты певицы с жанрами вас не впечатлили, концерт пропускать не стоит – живьем Charli XCX особенно интересна.
Faust
В пантеоне краут-рока Faust отводится не менее значительное место, чем Kraftwerk, Neu! или Can, но в отличие от коллег по жанру они никогда и никаким краем не попадали в хоть какой-то мейнстрим. Для этого они были слишком странными, экстремальными, дилетантскими, да и просто слишком дурацкими. Что удивительно, до наших дней Faust сохранились куда лучше современников: пройдя через бесконечные смены составов, они все так же играют фирменный поехавший импров без налета ностальгии или усталости, а время создания их последней пластинки – 2017 год – выдает разве что удивительно пристойное качество записи. Если хотите послушать тот самый корневой краут – лучшего шанса, может, больше никогда и не выпадет.