С семьей Петровых не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Безымянный автослесарь Петров помог приятелю (Иван Дорн) совершить суицид, а его бывшая жена Нурлыниса (Чулпан Хаматова) регулярно превращается в черноглазого ангела отмщения и кромсает кухонным ножом нехороших мужчин. Экранизация романа Алексея Сальникова и самый амбициозный фильм Кирилла Серебренникова на сегодняшний день - смесь хоррора, абсурдистской комедии и ностальгического ретро в ч/б (привет, "Лето") с песнями Егора Летова и Фёдора Чистякова и кучей знаменитостей в мини-ролях: от Всеволода Емелина до Любови Аркус. Также стоит упомянуть заслуженный приз в Каннах за мастерство оператора Владислава Опельянца, творившего чудеса.
"Яблоки"
Афины захлестнула эпидемия амнезии. Главный герой становится одной из ее жертв и соглашается на эксперимент врачей - выполнять их задания и фиксировать свидетельства на "полароид". Трагикомедия, снятая в холодной стилистике Лантимоса (режиссер Христос Нику работал на его первых фильмах), проговаривает очевидные и важные вещи о связи эмоций и памяти и в финале преподносит сюрприз. Впрочем, внимательный зритель сможет угадать его чуть раньше.
"Мотель "Нигде"
Энни Кларк, более известная под псевдонимом St. Vincent, хочет снять фильм о своем концертном туре и нанимает для этого подругу Кэрри Браунштейн, вокалистку группы Sleater-Kinney и одну из создательниц сериала "Портландия". Та решает немного оживить кино и уговаривает Энни проявить свою темную сторону. Вот только эта темная сторона начинает поглощать личность певицы. Комедийный мокьюментари-триллер, снятый еще одним постановщиком "Портландии" Биллом Бенцом.
"Узники страны призраков"
Мир после ядерной катастрофы. Николаса Кейджа с самурайским мечом и бомбой замедленного действия в штанах отправляют в опасную зону спасти внучку жестокого губернатора (любимчик Роба Зомби Билл Моусли). Кровавый постапокалиптический самурайский вестерн с Кейджем, который в очередной раз называют лучшей работой актера - хотя бы потому, что он часто переходит в фирменный кабуки-турбо-режим, вращает глазами и цитирует Шекспира. "Побег из Нью-Йорка", помноженный на "Сукияки Вестерн Джанго", англоязычный дебют плодовитого Сиона Соно и его первая долгожданная коллаборация с недооцененным актером. В роли мутировавшего напарника Кейджа - Ник Кассаветис, режиссер "Альфа Дога" и сын того самого Джона, снявшего несколько великих фильмов.
"Дюна"
Потомок древнего рода (Тимоти Шаламе) становится мессией среди песков, повстанцев и гигантских червей чужой планеты. Начинавший с артхауса и увлекшийся триллерами в духе Дэвида Финчера и Майкла Манна, Вильнёв в какой-то момент удачно вильнул в сторону сайфая и экранизировал роман Фрэнка Герберта. Получилось мрачно и красиво, вполне в духе его продолжения "Бегущего по лезвию" - в общем, идеально для тех, кто любит серьезную научную фантастику. Все желающие могут сравнить фильм с первой экранизацией Дэвида Линча и найти десять отличий.
"Безумное кино для взрослых"
Начавшись со снятого на телефон домашнего видео, фильм-победитель Берлинского кинофестиваля, превращается в ерническую "энциклопедию румынской жизни", напоминающую изыски Питера Гринуэя и Александра Клюге. А к финалу все это оборачивается веселым и злым сатирическим карнавалом в духе передачи "Маски-шоу". Местами вызывающее недоумение, но как минимум любопытное кино, не очень похожее на "румынскую новую волну" - разве что блужданиями по улицам города среди магазинов и рекламных щитов, которые кажутся пугающе знакомыми русскому глазу.
"Иван Денисович"
Советский солдат Иван Шухов после немецкого плена на десять лет отправляется в концлагерь родной страны. Экранизация романа Солженицына от легендарного Глеба Панфилова ("Начало", "Тема") была показана на кинофестивале в Локарно, а исполнивший главную роль Филипп Янковский получил там же награду независимых кинокритиков.
"Разжимая кулаки"
Осетинская девушка хочет сбежать из шахтерского городка и исключительно мужского ортодоксально-родового капкана. Побег из-под родительского крыла напоминает "Тесноту" Кантемира Балагова, тем более что Кира Коваленко тоже является выпускницей режиссерских курсов Сокурова. Но в этом фильме, в лучшие моменты похожем на "берлинскую школу", больше дыхания и легкости.
"Все прошло хорошо"
Героиня Софи Марсо узнает, что ее пожилой отец лежит в больнице со смертельным диагнозом. Единственное его желание - поскорее свести счеты с жизнью. Бенефис Андре Дюссолье в роли отца, прекрасные Шарлотта Рэмплинг и Ханна Шигулла и мастерство режиссера, который при всей спекулятивности темы умудрился избежать эксплуатационности и пошлости. Картина поставлена по автобиографическому роману Эмманюэль Бернейм, писавшей сценарии для фильмов Озона "Под песком", "5×2" и "Бассейн".
"Холодный расчет"
Бывший военный переговорщик (Оскар Айзек) зарабатывает игрой в покер. Однажды в его жизнь входит однополчанин (Тай Шеридан) и напоминает о старом враге. После "Первой реформаторской" автор сценариев "Таксиста" и "Бешеного быка" Пол Шредер вновь обращается к теме героя-одиночки и с явным удовольствием позволяет ему мстить. В роли злодея - харизматик Уиллем Дефо, один из любимцев режиссера ("Чуткий сон", "Человек человеку волк", "Автофокус").
"Не время умирать"
Дэниэл Крэйг, вернее, Джеймс Бонд все еще на плаву. На этот раз ему прерывают тропический отпуск - надо найти похищенного ученого и, как водится, скрестить шпаги с безумным злодеем. Эталонный шпионский блокбастер, снятый режиссером первого сезона "Настоящего детектива" Кэри Фукунагой.
"Титан"
Стриптизерша с титановой пластиной в голове ждет ребенка (или еще кого) не от человека. Биомеханистический боди-хоррор про неожиданный союз женщины и машины достоин сравнения с Баллардом и Кроненбергом одновременно. Вторая картина Жюлии Декурно ("Сырое") получила "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах и точно заинтересует любителей эпатажного трансгрессивного кино.
"Искушение"
Италия XVII века. В тосканском монастыре завелась сестра-чудотворица Бенедетта (Виржини Эфира) с кровоточащими стигматами и львиным рыком. Однажды она влюбляется в другую пылкую послушницу. Страсти, кипящие в монашеской среде, напоминают о классическом итальянском нансплойтешене, но режиссер фильма - легендарный Пол Верховен - заходит немного дальше границ по сути скромного жанра. В роли матери-настоятельницы Шарлотта Рэмплинг, вновь после Вильнёва и Озона.
"Суперзвезда"
Сатира на французские СМИ, которые олицетворяет героиня Леа Сейду, нахальная журналистка, хамящая Макрону. Впрочем, режиссер не лишил ее человеческих черт - после ряда провокационных интервью она погружается в зыбучий песок депрессии. Несколько неожиданное кино для Брюно Дюмона - от абсурдистской дичи последних лет ("Малыш Кенкен") он неожиданно ушел в актуальное высмеивание пороков общества.
"Чудаки навсегда"
Очередная порция членовредительского хулиганства. На этот раз Ноксвилл со товарищи присядут на взрывающийся унитаз и прыгнут на колючки кактусов - вроде бы ничего нового, а все же радость для поклонников изощренно-мазохистской дурости. Фильм снял режиссер и продюсер оригинального шоу и всех предыдущих частей франшизы Джефф Треймейн.
"Хеллоуин убивает"
Сиквел перезапущенной франшизы "Хеллоуин" про неумолимый и безжалостный рок в маске серийного убийцы. Ранее снимавший комедии и инди-драмы, Дэвид Гордон Грин получил продюсерское благословение режиссера оригинального фильма Джона Карпентера и создал свирепое и безжалостное кино в духе так называемого "французского экстрима". Бабушка Джейми Ли Кёртис по-прежнему на месте и может за себя постоять.
"Последняя дуэль"
Нормандский рыцарь (Мэтт Дэймон) возвращается с войны и узнает, что над его женой (Джоди Комер из "Убивая Еву") надругался его старый соперник (Адам Драйвер). Словам женщины никто не верит, и тогда безутешный муж обращается за помощью к королю Франции Карлу VI с просьбой о честном поединке. Своего рода смесь "Дуэлянтов" и "Царствия небесного", история последней официальной дуэли поставлена мастером исторического кино Ридли Скоттом по сценарию творческого тандема Дэймона и Бена Аффлека, который тоже сыграл тут одну из главных ролей.
"Купе номер 6"
Финская студентка бежит от неудачного романа на поезде "Москва - Мурманск" и по дороге знакомится с быдловатым русским шахтером (Юрий Борисов). Русскоязычные диалоги писала Любовь Мульменко ("Еще один год", "Верность"), а сам фильм получил Гран-при в Каннах. Если вы путешествовали на поездах по российским просторам, фильм как минимум заденет вас за живое.
"Прошлой ночью в Сохо"
Модель по ночам переносится в тело девушки 60-х годов прошлого века (Аня Тейлор-Джой) и потихоньку начинает терять рассудок. Режиссер постмодернистских комедий Эдгар Райт на этот раз вдохновлялся "А теперь не смотри" Николаса Роуга и снял современное подобие джалло с погружением в безумие, яркими красками и кровавыми убийствами.
"Память"
Джессика (Тильда Суинтон) гуляет по Боготе и знакомится с двумя людьми, которые предлагают ей опознать рокот, который звучит на границе человеческого восприятия вот уже много веков. Поиску этой гудящей за кадром ноты и посвящен весь "первый англоязычный фильм Апитчатпона Вирасетакула" - забавно, что при этом герои говорят в основном на испанском. Мистический детектив, где режиссеру нет дела до интриги или саспенса, а главным источником тревоги оказывается резкий звук, тревожащий главную героиню. Впрочем, к финалу картины не только ее.
"Параллельные матери"
Матери-одиночки (Пенелопа Крус и Милена Смит) знакомятся в родильном доме и становятся подругами. История двух совсем непохожих женщин и перепутанных в роддоме детей рассказана Педро Альмодоваром без обличительного пафоса мужского шовинизма, но с теплом и нежностью к героиням и в яркой цветовой палитре. Что не мешает ему касаться более мрачных страниц испанской истории - например, братских могил гражданской войны.
"Ампир V"
Через десять лет после "Generation П" режиссер Виктор Гинзбург вновь экранизировал роман Пелевина, где тоже критикуется общество потребления. На этот раз вместо рекламщиков-копирайтеров миром правят вампиры, высасывающие из людей радость и энергию. В ролях - Павел Табаков, его мать Марина Зудина, Вера Алентова, Андрей Смирнов и Мирон Фёдоров, более известный как Oxxxymiron.