Согласно распоряжению, на комитет возложены полномочия по разработке плана подготовки и проведения основных мероприятий, приуроченных к юбилею.
В настоящее время Министерство науки и высшего образования Российской Федерации занимается подготовкой первого заседания комитета, на котором будет утвержден план работы. Он предусматривает тематические научные конференции, выставки и иные мероприятия, направленные на популяризацию деятельности академика.
Ранее Президент России подписал указ о праздновании 100-летия со дня рождения Николая Басова и распорядился учредить с 2023 года пять персональных именных стипендий выдающегося физика.
Николай Басов родился 14 декабря 1922 года. Он окончил Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", где впоследствии организовал и возглавил кафедру квантовой электроники. В МИФИ стоит памятник ученому.
Многие годы научной деятельности Николая Басова были связаны с Физическим институтом им. П.Н. Лебедева Российской академии наук.
Ученый внес значительный вклад в появление лазерных установок, став одним из создателей микроволнового аммиачного генератора - мазера. Основные труды Басова посвящены фундаментальным исследованиям в области квантовой электроники.
В Москве на базе МИРЭА - Российского технологического университета начал работу учебно-научный комплекс импортозамещения, созданный для подготовки и переподготовки ИТ-специалистов.
"Минобрнауки России целенаправленно уделяет много внимания развитию ИТ-отрасли для достижения технологической независимости России, - отметила замминистра науки и высшего образования Елена Дружинина. - Об этом свидетельствуют запуск таких масштабных программ, как "Приоритет-2030", открытие передовых инженерных школ, цифровых кафедр, платформы университетского технологического предпринимательства, увеличение бюджетных мест на ИТ-специальности. Мы видим первые результаты сотрудничества передовых компаний и вузов. Общие цели и задачи по импортозамещению позволяют вести совместную работу над содержанием образовательного процесса. Ставка на отечественное программное обеспечение особенно важна сейчас, в условиях кибератак и киберугроз. Уверена, что работа комплекса поспособствует выпуску специалистов в самых перспективных ИТ-направлениях".
Учебная программа центра разработана в рамках проекта "Цифровые кафедры", который запущен для вузов-участников проекта "Приоритет-2030".
Занятия в комплексе начнут проводить с использованием исключительно отечественных программных продуктов. В дальнейшем планируется внедрение цифровой платформы "Базис", разработанной в "Ростелекоме". Система призвана заменить иностранное программное обеспечение в университетах.
С октября на базе центра стартует программа обучения по наиболее востребованному направлению в ИТ - "DevOps-разработки". Студенты отработают набор практик, направленных на создание и настройку программного обеспечения. Для решения этих задач необходимы отдельные специалисты, дефицит которых испытывает ИТ-рынок. По данным российских агрегаторов поиска работы, ежегодный прирост вакансий в области DevOps составляет около 60%.
Подготовка старшекурсников будет осуществляться и по иным ИТ-специальностям, таким как "data-аналитик" и "программист информационной безопасности".
Ректор РТУ МИРЭА Станислав Кудж провел экскурсию по новому комплексу, который располагается в главном здании вуза. Участникам мероприятия показали четыре современно оборудованных класса - лаборатории иммерсивных технологий, захвата движений и отслеживания объектов, виртуального моделирования и прототипирования, класс инженерного дела, предназначенный для работы с программированием и сборки роботов.
В стенах учебного центра студенты получат практический опыт в решении сложных инженерных задач с моделированием реальных производственных процессов. Первый этап обучения будет проходить в режиме виртуальной реальности. Охват образовательной программы составит более 500 студентов.
Минобрнауки России проводит смену для подготовки инклюзивных волонтеров из числа студентов вузов и развития молодежных инициатив по социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья.
В течение нескольких дней участники посетят лекции, социально-психологические практики, тренинги по инклюзивной культуре и социальному предпринимательству, адаптированные экскурсии. По итогам программы команды разработают и презентуют инициативные проекты.
Отбор участников Общероссийской студенческой смены проводился по итогам дополнительной образовательной программы "Волонтерская деятельность в инклюзивной среде". Эксперты оценивали портфолио, мотивационное письмо и видеопрезентацию будущих инклюзивных волонтеров.