глава минобрнауки России Валерий Фальков и министр
образования КНР Хуай Цзиньпэн.
Так, в межведомственном протоколе о намерениях стран-партнеров поддержана инициатива Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Пекинского университета создать совместный институт фундаментальных исследований, который будет специализироваться на математике, физике, химии, науке о жизни, науке о Земле и других областях фундаментальных наук. Создание института нацелено на развитие сотрудничества в сфере научных исследований, проведение прорывных совместных исследований, усиление академических обменов между двумя странами.
Кроме того, документ закрепляет намерение сторон о поддержке российских и китайских вузов в целях укрепления научно-исследовательского сотрудничества по фундаментальным научным дисциплинам. Подписание прошло во время 29-й регулярной встречи глав правительств России и Китая.
Напомним, в апреле между Россией и Китаем заключен Меморандум о поддержке сотрудничества университетов двух стран в области фундаментальных исследований.
70% университетов, реализующих преимущественно программы в области инженерного дела и технических наук, полностью закрыли бюджетные места по программам бакалавриата, специалитета и базового высшего образования во время основного этапа приемной кампании - до 9 августа. Годом ранее аналогичный показатель количества технических вузов составлял 46 %.
Согласно данным суперсервиса "Поступление в вуз онлайн", по программам бакалавриата, специалитета и базового высшего образования на инженерно-технические специальности в этом году подано почти 3 млн заявлений - рост составил 24% по отношению к аналогичному показателю 2021 года.
Подготовка инженерно-технических кадров - важнейшее направление работы сферы высшего образования, подчеркнул глава минобрнауки России Валерий Фальков: "За последние пять лет число бюджетных мест на инженерно-технические специальности выросло почти на 28,5 тысяч, и в этом году составило 256,7 тысяч. Вместе с увеличением количества мест мы видим нарастающий интерес со стороны абитуриентов - в 2021 году на инженерно-технические специальности подано порядка 2,4 млн заявлений, в 2022-м - более 2,6 млн, в 2023-м - более 2,8 млн, в этом году - около 3 млн заявлений".
Самыми востребованными направлениями подготовки и специальностями у абитуриентов в 2024/2025 учебном году (по количеству поданных заявлений на бюджетные места) стали: "Информатика и вычислительная техника", "Информационные системы и технологии", "Прикладная информатика", "Программная инженерия", "Информационная безопасность", "Строительство", "Электроэнергетика и электротехника", "Автоматизация технологических процессов и производств", "Инфокоммуникационные технологии и системы связи", "Техносферная безопасность".
Показательно, что половина из топ-20 самых популярных специальностей среди всех абитуриентов этого года - инженерно-технические.
Открыта регистрация на юбилейный десятый сезон Национальной технологической олимпиады. За десять лет проект охватил более 660 тыс. школьников и студентов из всех регионов России и 77 зарубежных государств. Среди направлений - космос, генная и наноинженерия, "умная" и ядерная энергетика, искусственный интеллект и много других актуальных тем. Соревнования проходят в командном формате, а задания ставятся ведущими инженерными вузами и технологическими компаниями.
В этом году турниры основного трека олимпиады для школьников 8–11-х классов пройдут по 32 профилям, в студенческом треке - по семи направлениям. Участники будут работать с реальными вызовами в области искусственного интеллекта, геномного редактирования, нано- и нейротехнологий, подводной, летающей и наземной робототехники, технологий беспроводной связи и многих других.
Статус победителя или призера большинства профилей олимпиады для школьников дает существенные преимущества при поступлении в большое количество вузов России. Студенты-победители смогут попасть на стажировку в компании-партнеры олимпиады и поступить на бюджет в магистратуру вузов-организаторов профилей.
В новом сезоне НТО школьникам предстоит с помощью искусственного интеллекта разработать систему идентификации животных на изображениях с фотоловушек, чтобы повысить точность учета популяций диких зверей, проанализировать уязвимости веб-приложений для предотвращения киберпреступлений, разработать систему для сбора и обработки биосигналов, которая помогает социализации людей с различными нарушениями. Участники будут создавать компьютерные игры с использованием образовательного контента, программировать роботов на решение большого спектра задач: от организации автоматической доставки грузов и подводной диагностики состояния судна, находящегося под водой, заканчивая разработкой полезной нагрузки для ровера-планетохода.