Выставка "Узоры народной свадьбы" представляет итог многолетней работы мастеров-реконструкторов Центра народной культуры Ульяновской области по воссозданию народных костюмов по подлинным музейным образцам. Представлены более 60 воспроизведенных костюмных комплектов, а также гравюры и фотографии жителей сел Симбирской и других губерний конца XIX- начала ХХ вв.
Выставочный проект дополнен костюмами, головными уборами, взятыми за образцы мастерами из фондового собрания музея-заповедника "Родина В.И. Ленина". Особое внимание уделено национальной вышивке волжан, по сей день имеющей глубокий символический смысл.
Народная вышивка - неотъемлемая часть культурного наследия - занимала важное место в традициях каждого народа. История русского вышивального искусства зародилась в IX веке. Это подтверждают находки археологов - фрагменты одежды, украшенные узорами из золотых нитей, расшитые аксессуары. В XIV-XVII вв. вышивкой украшали нарядные костюмы и предметы обихода. Церковные облачения, одежду расшивали золотыми или серебряными нитями, добавляя жемчуг и самоцветы, украшали свадебные полотенца, рубахи и платки.
Чаще всего вышивкой занимались состоятельные дамы - только они могли себе позволить потратиться на необходимые материалы. Однако с XVIII века вышивка становится традиционным занятием для всего населения, причем больше ей стали увлекаться девушки-крестьянки.
Птица была одним из наиболее самых популярных образов в русском вышивании. Зачастую ее изображение использовалось в общей композиции с женской фигурой или растением - мировым древом. Это символ воскресения природы, пробуждения земли, красоты и рассвета. Две птицы голова к голове - светлый символ счастливого и долгого брака, а потому такой сюжет часто можно увидеть на свадебной женской одежде.
Большое значение имел используемый в вышивке цвет. Белый традиционно связывали с чистотой, благом и светом. Он олицетворял женское начало, материнство и любовь. Красный ж символизировал солнце, жизнь, огонь и красоту. Он использовался для олицетворения мужского начала. Красные узоры обозначали землю, которая получила энергию солнца и давала жизнь.
Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Ее украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои отличия и была различной по назначению: повседневная, свадебная, праздничная. Отличались фасоны и декоративные элементы в одежде для разных возрастов - девичьей, для молодой или пожилой женщины.
В деревнях девочки уже к 13-15 годам подготавливали себе приданое. Это были полотенца и скатерти, вышитые предметы одежды и быта. Незадолго до свадьбы проводились выставки - это было важно для того, чтобы оценить уровень мастерства девушки. А уже на свадьбе все подготовленные предметы раздаривали родственникам жениха.