Любопытная книжка американского журналиста, где "на пальцах" объясняется, что судьба того или иного народа или государства предопределена географией, которая им досталась. Каплан, однако, не покорный адепт географического детерминизма – напротив, его главная идея заключается в том, что мы должны суметь "преодолеть географию" и построить лучший, чем сейчас, мир. Кроме того, иногда география лишь фон, на котором разворачивается битва идеологий – правда, идеологии меняются, а вот от ландшафта никуда не деться. Именно поэтому, объясняет автор, ссылаясь среди прочих на Жириновского и Зюганова, Россия, которой посвящена целая глава-очерк, вынуждена быть такой большой – и стремиться к расширению: сухопутной державе приходится нападать, чтобы не исчезнуть.
Фрэнк Миллер, Дэвид Маццукелли совместно
с Ричмондом Льюисом. "Бэтмен. Год первый"
В середине 1980-х редакция DC Comics решила "подмарафетить" своих классических героев, казавшихся на тот момент морально устаревшими; инженером "перезагрузки" непосредственно Бэтмена был выбран Фрэнк Миллер. Если "Возвращение Темного Рыцаря" – апофеоз мифологической эпопеи о Брюсе Уэйне, то "Год первый" – дебютный графический роман, проливающий свет на генезис величайшего борца с городской преступностью. Издание вышло с клеймом "18+" – и, хотя здесь напрочь отсутствуют какие-либо скабрезности, это в самом деле недетское чтение: мрачная, жутковатая история о героическом невротике, много заплаканных, изможденных, испуганных лиц; графика – соответствующая и никаких шуточек в духе марвеловских экранизаций. 40 страниц бонусов – скетчи, наброски и сценарные страницы – прилагаются.
Калеб Шарф. "Ошибка Коперника:
загадка жизни во Вселенной"
Одно из крупнейших событий в англоязычном научпопе прошлого года – книга-размышление астробиолога, астрофизика, космолога и популяризатора науки (частого автора The New Yorker, New Scientist, Nature) на тему возможности – или невозможности – существования подобных Земле миров. Каково наше истинное место в космосе? Почему, если таких планет, как Земля, может быть сколько угодно, Вселенная все равно производит впечатление созданной специально для нас – ведь не пустая же выдумка "антропный принцип"? Как разумнее вести себя – так, как если бы мы были уникальны, или мы лишь самая заурядная планета с самым непримечательным населением? Проблема не только в устройстве мира, но и в нашем сознании – и "что-то пошло не так" как раз с того момента, как Коперник создал гелиоцентричную систему мира.
Дэниел Чамовиц. "Тайные знания растений.
Что видят, слышат и помнят цветы и деревья"
Свежий, 2012 года, ботанический научпоп от израильского (но преподававшего в Йеле) профессора. Из книги становится ясно, что принц Чарльз хотя и садовая голова, но с овощами разговаривает не только в силу своей эксцентричности: не такие уж и никчемные они собеседники. Растения соображают, и соображают неплохо – они в состоянии видеть, нюхать, различать цвета, осязать, осознавать, где находятся, запоминать – хорошо, пусть не конкретного человека, но, к примеру, погоду или чьи-либо прикосновения. Какие-нибудь секвойи или бегонии могут даже отличить Шнурова от Земфиры – теоретически по крайней мере, раз уж они отличают Баха от Led Zeppelin.
Умберто Эко. "Нулевой номер"
Профессор, конечно, в возрасте – однако точно не в маразме: в его новом романе обнаруживается "крепкий" рассказчик (неглупый писатель-неудачник), а также оригинальный сюжет (что-то вроде "Мертвых душ" по-итальянски – в мире, где центральную роль играют медиа), "атмосфера" (Милан) и бодрый ритм – пара сотен страниц, глядишь, уже и финал. Курьез в том, что затеянная в начале 90-х газета, которая сообщает правду о том, как все устроено, называется "Завтра". Помимо темы продажной журналистики Эко затрагивает и недавние политические события в Италии. Оживить повествование помогают интересные персонажи. Все это позволяет автору воссоздать хронику и интриги тех лет: от деятельности масонской ложи "Пропаганда №2" до операции "Гладио", проведенной НАТО, предполагаемого убийства папы римского и неудавшегося государственного переворота. Конечно, помимо политики и истории в романе рассказывается и о повседневной жизни главных героев.
Уильям Крессон. "Казаки. История "вольных людей"
от Запорожской Сечи до коммунистической России"
Написанная сто лет назад в Америке – то есть как научное исследование заведомо устаревшая, однако все равно интереснейшая история "субэтноса", курьезное дополнение к гордеевской "Истории казачества". Помимо классических сюжетов – запорожцы, завоевание Сибири Ермаком, Богдан Хмельницкий, Пугачёв, Платов, проблема с Украиной, ее границами и ее статусом – здесь очень подробно изложена история письма, того самого, репинского, запорожцев турецкому султану. Текст оригинала – редкой даже по нынешним временам энергичности – приводится: "самого люциперя секретарь", "александрийский козолуп", "иерусалимский броварник", "великого и малого Египта свинарь" – это они все ему, турецкому султану.
Ману Джозеф. "Серьёзные мужчины"
Еще один продукт из той же линейки новых международных бестселлеров made in India, в которых описывается форсированная вестернизация традиционного общества – и которая известна благодаря "Вопросу – ответу" Сварупа и "Белому тигру" Адиги: искрометная сатирическая комедия про мужчину из низшей касты, работающего обслугой при физике-брамине в научном институте в Мумбаи. Граница между наукой и шарлатанством, карьерой и личной жизнью, мыльной оперой и трагедией легко проницаема – и главный герой, и так шут гороховый, постоянно попадает в абсурдные, двусмысленные и щекотливые ситуации. А еще у него есть сын – вроде как математический гений, умеющий назвать по памяти первую тысячу простых чисел; если только все это не жульничество – как у матери русской девочки Наташи Демкиной, которая заявляла, что у ее ребенка "рентгеновское зрение".
Блейк Крауч. "Сосны"
Автор в 12 лет посмотрел первую серию "Твин Пикса" – и с тех пор идея описать красивый городок "с непроницаемо черным подбрюшьем" не оставляла его. Сначала он попытался генерировать нечто вроде линчевского фанфика, но, поднатужившись, породил оригинальный – однако пропитанный все той же твин-пиксовской магией – мир. Спецагент Секретной службы США Итак Берк попадает в аварию – и приходит в себя в городке Заплутавшие Cосны. Ни айфонов, ни Интернета, ни фейсбука, зато обитатели здесь страннее некуда; кроме собственно людей там водятся мускулистые, жилистые и человекообразные твари – "с кожей, просвечивающей под светом солнца, как кожа новорожденного мышонка – испещренной сетью синих вен и пурпурных артерий". Жуть, излучаемая этими тварями, действует не только на главного героя, но и на переводчика: "Боевая выучка Итана забарахталась, взвинчивая обороты, рассудок взял верх над страхом и замешательством, стараясь сокрушить охватившую его безумную панику". В силу этого, не исключено, лучше знакомиться с миром "Сосен" сразу по экранизации – одноименному сериалу.
Пола Хокинс. "Девушка в поезде"
На протяжении нескольких лет издатели всего мира гонялись за новой "Исчезнувшей" – идеальным психологическим триллером на материале семейных отношений, и вот наконец нашли ее в Англии. Главная героиня – 32-летняя женщина, чья карьера и личная жизнь оставляют желать лучшего. Одиночество, отчаяние, муки ревности, наблюдательность, алкоголь, воображение и ежедневные поездки в пригородных поездах позволяют ей обнаружить тайну, да не одну, укрепляющую впечатлительного читателя в подозрении: чем добропорядочнее выглядит человек, тем больше вероятность, что у него есть второе дно. Главный масс-маркет-бестселлер года, прямо сейчас ставящий невероятные рекорды продаж.