МКФ – одно из самых крупных и знаковых международных событий – регулярно проходит на территории региона и имеет десятилетнюю историю. Форум зарекомендовал себя востребованной международной площадкой для обсуждения важнейших вопросов культуры и культурной политики. Ульяновская область – один из первых российских субъектов, где в формате серьезной международной экспертизы было предложено обсуждать эти темы как центральные и самодостаточные, без оговорки на сопутствующую роль культуры в экономических, образовательных и инвестиционных процессах. С 2013 года Международный культурный форум проводится под эгидой ЮНЕСКО. Деловая программа включает семинары, конференции, круглые столы, мастер-классы, культурная – предоставляет жителям и гостям Ульяновской области возможность познакомиться с лучшими российскими и международными театральными, музыкальными и художественными практиками. Многие меропрития МКФ входят в программу стратегического проекта УлГУ "Регион. Культура. Перезагрузка".
Опыт региона – другим
На старте марафона федеральные эксперты поддержали инициативы губернатора Ульяновской области Сергея Морозова по цифровой трансформации культуры. Эта тема стала центральной в повестке пленарного заседания. Эксперты рассмотрели цифровизацию как один из основных инструментов возвращения к работе культурных организаций после пандемии, использование iT-технологий для возращения старой и привлечения новой аудитории в них.
Глава региона выступил с докладом "Международный культурный форум в Ульяновске: десять лет инвестиций в творческий капитал региона".
"Используя знания и выработанные на карантине ресурсы, на площадках форума мы должны говорить о цифровой модели сферы культуры. О том, какие кейсы и технологии использовать в регионе. Кого выбирать в партнеры, какие привлекать ресурсы. Эта работа в Ульяновской области уже началась в рамках концепции управления будущим, которую продвигает Агентство технологического развития совместно с АНО "Цифровая экономика". Модель цифровой трансформации культуры нашего региона получила высокую экспертную оценку и имеет достаточную степень готовности к реализации. В этом году мы приступаем к первому этапу – готовим необходимые кадры, активизируем работу школы цифровой трансформации, налаживаем сотрудничество и взаимодействие с федеральным центром и другими регионами. Поэтому я поручаю правительству региона и министерству искусства и культурной политики перераспределить средства областного бюджета по отрасли "Культура" уже в этом году, чтобы реализовать первый этап изменений, и при утверждении бюджета на 2021-2023 год сделать данное направление приоритетным", – отметил глава региона.
Губернатор предложил обратиться с инициативой в Министерство культуры России о включении в рабочую группу по цифровой трансформации представителя Ульяновской области и направить в Совет Федерации предложение о расширении федеральной поддержки регионов и подключении всех учреждений культуры к высокоскоростному и качественному интернету.
Первый заместитель председателя комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Григорий Карасин, присоединившийся к дискуссии в формате онлайн, поддержал предложение Сергея Морозова: "Наш комитет всегда очень внимательно относится к начинаниям, реализующимся в Ульяновской области по направлению цифровой трансформации культуры. Хочу почеркнуть актуальность темы пленарного заседания форума. Безусловно, значительным результатом проекта "Цифровая культура" станет сохранение сложившейся сети культурных учреждений и создание условий для новой цифровой реальности, усиление роли организаций – музеев, библиотек, архивов, домов культуры".
О результатах самоизоляции и механизмах изменений отрасли рассказал специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. "Выступление губернатора Ульяновской области свидетельствует, что ваш регион является одним из лидеров в освоении новых процессов в области культуры, возникающих в нашей стране. Понимание того, что культура является не просто "вишенкой на торте", но важнейшем инструментом и условием развития, в Ульяновске показано многократно и в самых разных направлениях".
Культура будет использовать онлайн-технологии, но никогда окончательно не уйдет в этот формат, считает директор фонда "Ульяновск – культурная столица", декан факультета культуры и искусства УлГУ Татьяна Ившина. Однако владеть компетенциями, связанными с цифровизацией, должен каждый сотрудник отрасли. Только так культуре Ульяновской области удастся оставаться актуальной и интересной.
Главный экспонат
Открытый лекторий "Культура 2.0" на x Международном культурном форуме стал площадкой для разговора о новейших инструментах в культуре. Дискуссии и паблик-токи можно было условно разделить на три тематических блока: музеи, научные коммуникации, мультипликация. Красной нитью прошла идея будущего культуры и путей развития культурных институций.
Вопрос интерактивного общения со своей аудиторией для музеев стал особенно актуальным в период самоизоляции, когда проводить экскурсии стало невозможно, а на интернет-ресурсах музеев не все было понятно и доступно рядовому посетителю. Спикеры открытого лектория пришли к единому мнению, что коммуникатор нужен не только для того, чтобы объяснять научные открытия широкой аудитории, но и чтобы формировать вокруг культурного учреждения сообщество увлекающихся людей.
"Для людей образ ученого в очках с большими линзами в принципе нормален – они так и думают. Современная наука уже не такая – она рок-н-ролльная, это молодые люди с татуировками, девушки, занимающиеся астрофизикой. Процесс не стоит на месте, и все это нужно популяризировать. Мы делаем это в рамках экскурсий, научно-популярных фестивалей, космических фестивалей. Экспозиция в этом случае является дополняющим материалом", считает старший научный сотрудник Музея космонавтики Денис Прудник.
"Самое главное в музее – это экспонат. Человечество создало всего три вещи, чтобы хранить память – это музеи, библиотеки и архивы. В музеи люди ходят за правдой", – продолжил разговор директор санкт-петербургского Музея городской жизни Александр Быченко. – Технологии ради технологий имеют право на жизнь, но, мне кажется, мы слишком сильно увлекаемся этими вещами. Иногда, с моей точки зрения, они подменяют собой смысл музейной работы".
В дискуссии о современной мультипликации художники Андрей Бахурин, Сергей Моисеев и Леонид Шмельков вспомнили свой путь в анимации и рассказали об этапах мультипликации: от ручных техник до компьютерной графики.
"Удовольствие – в процессе. Выберите удобную программу и попробуйте создать свой первый фильм, даже если совсем короткий. Только так можно почувствовать, нравится вам это или нет…".
Открытый лекторий "Культура 2.0" продолжит диалог о технологиях в культуре в ноябре на ix Санкт-Петербургском международном культурным форуме.
Купить эмоции
На площадке "fashion education" подвели промежуточные итоги реализации "Программы акселерации брендов" в Ульяновской области. На эксперимент, который проходит с апреля, решились шесть компаний. Создатели местных брендов работали с экспертами федерального уровня: дизайнерами, маркетологами, бренд-менеджерами, фотографами, стилистами, чтобы выстроить свой путь в современном мире fashion-индустрии. Куратором проекта стал Алексей Баженов – руководитель Be in open (Санкт–Петербург).
Каждому участнику было предложено нестандартное решение для его бренда. Например, в ателье KUZiNA, специализирующемся на пошиве меховых изделий, хотели уходить от этой идеи, но в результате общения с экспертами проекта, по их словам, решили "усиливать сильное". Основной концепцией изменений стало использование в производстве остатков прошлых лет или морально устаревших изделий. Отшитые образы фотографировали в ночное время в районе Сенгилеевских гор.
"В Ульяновске сформировались интересные процессы, в которых ваш город опережает даже Москву, – отметил Алексей Баженов. – Возможно, за счет того, что город меньше и все друг друга слышат. Здесь появилась одна из первых ассоциаций, она поддерживается правительством. Политика областной власти помогла нам запустить программу акселерации брендов после первой же встречи, за что я очень благодарен лично губернатору".
Выступающие эксперты особо отметили, что в Ульяновске производят товар очень высокого качества, чем не могут похвалиться, к примеру, мегаполисы. Но, по их словам, важно понимать, что современный потребитель покупает не вещи, а бренды. Именно поэтому нужно создавать свою историю, комьюнити, эмоциональный рассказ о продукте. Особо была отмечена важность вовлечения покупателя в процесс создания, кастомизация, когда есть возможность изменить вещь под себя.
На круглом столе "Развитие и потенциал легкой промышленности в регионе" были намечены планы на будущий год, принято решение о создании ульяновского модного кластера и запланировано проведение большого масштабного мероприятия fashion camp 2021, как международного кампуса по соединению iT искусства и модной индустрии.
Творцы будущего
Гостями форсайт-сессии "Трансформация творческих профессий: взгляд молодежи" стали студенты и преподаватели ведущих вузов региона. К диалогу присоединились бизнесмены и потенциальные работодатели. Все вместе участники обсудили главные тренды развития отрасли и сформировали карту компетенций современного работника учреждения культуры.
Модераторами площадки стали управляющий директор Ассоциации российских тренеров АРТа, международный тренер Коллегии Теодора Хойсса (Германия) Вадим Матвеев и тренер в сфере неформального образования, фасилитатор и координатор Ассоциации российских тренеров АРТа Елена Плехова.
"Формат форсайт-сессии для работы на этой площадке выбран не случайно. Он помогает спроектировать будущее из сегодняшнего дня, на ближайшие 5-15 лет. Шаг за шагом мы прорабатываем стратегию работы на будущее. Такая технология позволяет ответить на вопрос, а как я, специалист, должен развиваться и какими компетенциями обладать, чтобы в этом будущем сориентироваться, а в лучшем случае – создать это будущее. Эта технология хороша тем, что говорит: будущее не предопределено, мы его творцы", – рассказала Елена Плехова.
Работая в мини-группах, 40 участников форсайт-сессии выявили и обсудили основные культурные, технологические и социальные тренды, определили угрозы и возможности, открывающиеся в результате предстоящих преобразований, составили список компетенций, которые окажутся наиболее востребованными в сфере креативных индустрий, культуры и смежных областях.
"На форсайт-сессию я пришла вместе со студентами факультета "Дизайн интерьера", – рассказала доцент кафедры искусства и интерьера УлГУ Антонина Поликанова. – Хочу сказать, что тема площадки невероятно актуальна для дизайнеров. Отрасль меняется, в том числе из-за цифровых технологий. Нужно быть на волне. Мы понимаем, что дизайнер – это тот, кто моделирует будущее. Не имея представления, что будет через пять лет, мы не может обучать студентов. Понимая тренды, тенденции, которые будут востребованы в ближайшем будущем, мы сможем выпускать качественных специалистов, а студенты в свою очередь будут понимать, что они могут дать обществу".
Площадка открытого диалога выявила актуальные потребности потенциальных работодателей. Они отметили, что пандемия заставила их расширить список предлагаемых услуг, и соответственно появилась потребность в новых сотрудниках. Это техспециалисты сопровождения культурных мероприятий. В топе востребованных компетенций – обработка видео– и фотоконтента, работа со звуком и грамотное ведение документооборота.
"От предпринимателей прозвучала очень важная идея – они готовы включаться в образовательный процесс, проводить ярмарки вакансий, мастер-классы, небольшие курсы для студентов. Площадками могут служить открытые городские пространства, например, "Квартал", или аудитории вузов. Много слов благодарности прозвучало от преподавателей. Им форсайт-сессия дала возможность откровенно поговорить, озвучить свои запросы, до этого не транслировавшиеся, пофантазировать, как образовательный процесс может проходить неформально", – отметила руководитель дирекции культурных проектов и социальных инноваций Виктория Калдинская.
Главным итогом форсайт-сессии стало создание карты компетенций. Документ включает список актуальных навыков и дисциплин, рекомендации экспертов и базу данных площадок, организаций, программ повышения квалификации, позволяющих работнику учреждения культуры оставаться востребованным. В ближайшее время карта будет оцифрована и передана в вузы для изучения и использования преподавателями и студентами.
То, что объединяет
В программу МКФ вошел Viii Международный фестиваль немецкой культуры "Дни Германии". Во время онлайн-экскурсии по выставкам плакатов все желающие могли узнать больше о немецкой культуре и устойчивых языковых конструкциях, а затем обсудить впечатления на неформальной встрече deutschsprachiger Klub.
Был организован воркшоп "Немецкие акценты", участниками которого стали 125 человек из пяти муниципальных образований Ульяновской области. Спикерами практикума выступили Марио Радермахер, лектор Немецкой службы академических обменов (ДААД) при Ульяновском государственном университете и Любовь Савельева, сертифицированный тренер по межкультурной коммуникации, руководитель Ульяновского клуба интернациональной дружбы.
"В клубе мы готовим будущих специалистов международных отделов региональных предприятий и организаций. Поэтому важным акцентом при изучении культуры каждой страны являются правила национального и особенно делового этикета. На воркшопе мы работали с межкультурными дневниками. Это позволяет подготовить детей и молодежь к гармоничному межкультурному диалогу", – поделилась Любовь Савельева.
На вечере лайфхаков, прошедшем в дружеской обстановке, можно было увидеть фотографии, сделанные ульяновскими и димитровградскими путешественниками во время поездок по Германии, а также услышать истории опытных туристов о хитростях и фишках, которые помогут любителям странствий получить яркие впечатления и провести время с пользой.
Любителям фольклорной музыки организаторы предложили онлайн-лекцию "Народные инструменты в современном музыкальном творчестве", спикерами которой стали профессор теории и истории народной музыки из Австрии Ульрих Моргенштерн и Сергей Ключников, соучредитель мануфактуры "Балалайкеръ" и Музея балалайки.
Важной частью фестиваля стало обсуждение проблем велокультуры в городском пространстве, на котором выступил разработчик велосипедной инфраструктуры немецкого города Дармштадт Йонас Эберляйн. Он рассказал о велодвижении в своей стране: как это было в прошлом, как менялась ситуация со временем и к чему немцы пришли сейчас. Кроме того, прошло обсуждение идей и проектов, которые позволят развить велодвижение в нашей области. В Ульяновске и Димитровграде устроили тематические велозабеги.
"Работа проектной сессии была очень продуктивной. Мы заранее обсудили с велосообществом города волнующие нас проблемы. Это безопасность на дороге, объединение велосипедного и общественного транспорта и, пожалуй, самое наболевшее – что делать горожанам, если велоинфраструктуры нет. По итогам общения подготовили свои предложения депутатам ульяновской городской думы", – рассказала модератор сессии Татьяна Державина, активист клуба ульяновских велосипедистов.
Димитровградские спортсмены испытали силы в атомных головоломках квеста "Супергут-маршрут", организованного в креативном пространстве "Горизонт" информационным центром по атомной энергии Ульяновска. Каждая из локаций была посвящена определенной сфере немецкой культуры: кино, театру, изобразительному искусству и науке. Участники с большим удовольствием играли в головоломки, подключали коллективный разум, чтобы вспомнить физические символы на деталях дженги или ответить на вопросы из чемоданчика.
Финалом Дней Германии в Ульяновской области стал онлайн-концерт: в трех городах выступали исполнители из Мангейма (Германия): группа Gardens of Capri и певица Jules, вживую – команды Ульяновска и Димитровграда "Родители Леши", "МоноБлок" и KATYBANd.
"Я приехала в Ульяновск на "Дни Германии" для того, чтобы понять, есть ли здесь люди, которым интересен немецкий язык, культура и образ жизни этой страны. Могут ли у нас быть общие ценности и общие проблемы, которые мы готовы обсуждать, делиться своими идеями и совместно находить решения для спорных и проблемных вопросов. Мне было очень радостно увидеть, насколько много людей в Ульяновске испытывают интерес и даже любовь к немецкому языку. Причем это не только школьники и студенты, которым приходится учить его в рамках образовательной программы, но и взрослые люди, для которых немецкий язык и культура стали частью жизни. Очень порадовала атмосфера на российско-немецком концерте "signal". Людей было много, никто не расходился, несмотря на то, что концерт проходил на улице, а вечер был холодным. Музыка – один из самых объединяющих факторов. Я думаю, это очень важно, – находить то, что нас объединяет даже в самые холодные времена", – рассказала Ирина Корнева, проектный менеджер медиакомпании deutsche welle (Бонн, Германия).
Завершился фестиваль автобусно-пешеходной экскурсией по Засвияжскому району города Ульяновска, с рассказом о том, как связаны истории двух народов.
Новый формат
Организаторам, экспертам и партнерам МКФ из разных областей предстоит вместе решить, каким будет форум в 2021 году. История МКФ началась с Международного конгресса "Культура как ресурс модернизации", который прошел с участием всех стран СНГ в 2011 году. Участниками большого культурного события становились представители всех континентов и всех регионов Российской Федерации. Каждый год форум имел свое название, отражающее основные темы и проблематику отрасли.
В этом году МКФ в Ульяновске прошел в десятый раз и, по словам директора фонда "Ульяновск – культурная столица" Татьяны Ившиной, он прекращает свою работу в привычном формате. При этом все идеи и проекты, которые были задуманы, продолжат развиваться.
К юбилею мероприятия была приурочена нетворкинг-сессия "Международный культурный форум: 10 лет инвестиций в творческий капитал Ульяновской области", на которой многие гости и эксперты, оставившие свой след в истории МКФ, выступили с приветствиями и пожеланиями.
"История оказалась гораздо более эффективной, чем предполагалось изначально. Форум должен был помочь реформировать учреждения культуры в Ульяновской области, но эта задача не решилась и организаторам пришлось зайти с другой стороны, – сказала заведующая филиалом ГМИИ им. Пушкина Анна Гор. – Неслучайно в повестке появились вопросы творческих индустрий, туризма и молодежной политики. Если на первых форумах в основном работали дискуссионные площадки, то со временем более привычным форматом стали образовательные сессии. Я считаю, что необходимо максимально расширять круг партнеров и работать дальше, МКФ в Ульяновске не должен заканчиваться, брендовое событие области должно продолжаться, пусть и в новом формате".
Участники сессии делились своими мыслями и размышлениями о том, что же такое Международный культурный форум, каким образом культура влияет на развитие территорий и как формулировать культурную политику в изменившихся общемировых условиях. Эксперты особо выделили тот факт, что в Ульяновске тема креативных индустрий поднимается на самом высоком уровне, поэтому очень важно распространять успешный опыт на все регионы.
"Я была на семи культурных форумах в Ульяновске, и считаю, что мне очень повезло. Все десять лет именно здесь озвучиваются самые актуальные проблемы отрасли. МКФ – это самое важное событие в культурной жизни страны, – уверена профессор Московского гуманитарного университета Тамара Гудима. – Именно здесь впервые прозвучали такие темы, как развитие малых городов, их роль в туризме, молодежь и субкультура… И посмотрите, как изменилась проблематика за это время. Ульяновский культурный форум словно обладает неким предвидением. Правительство ставит перед нами несколько задач: цифровизация культуры, хотя я считаю, что это очень противоречивый процесс, культурное пространство – эту тему тоже впервые поднимали здесь, и развитие творческой личности. В то же время меня волнует один значимый момент. Я не против креативных индустрий, но каким образом они продвигают нашу, отечественную, культуру? Мы живем на русской земле и обладаем великим культурным наследием. Мне хочется пожелать Ульяновску, чтобы именно здесь тема Гончарова, Карамзина жила и звучала не только в знаменательные даты".
Нынешний год преподнес множество испытаний отрасли культуры и креативным индустриям. Пандемия коронавируса внесла в расписание форума свои коррективы, и многие эксперты не смогли приехать лично, поэтому выступали в онлайн-формате. К нетворкинг-сессии присоединилась Наталья Поспелова, кандидат искусствоведения из Кирова, которая участвовала в работе Международного культурного форума уже девять раз:
"МКФ – это больше чем площадка новых идей и проектов, это место встречи с прекрасными людьми, возможность обсудить свои идеи с единомышленниками, где в гармонии сосуществуют власть и общество. 10 лет – это целая история, в которой многое было высказано и почти сразу реализовано. Форум стал для нас своеобразным университетом, бизнес-инкубатором для творческих людей, которые затем стали флагманами своих территорий. МКФ – это форум о человеке будущего, о креативном человеке".
Практически каждый эксперт отметил, что сегодня нужна не централизация, а горизонтальное партнерство и общий план действий, поддерживающих друг друга. На сегодняшний день в стране существуют сети разных платформ, организаций, команд и сообществ в сфере креативных индустрий, поэтому в условиях кризиса возник диалог между разными субъектами о поддержке сектора креативной экономики в России.
"Самое главное – это дать понять каждому жителю страны, что даже если ты живешь в маленьком городе, то все рав-но можешь открыть для себя возможность работы в глобальной экономике. Талант, он востребован и это важно донести, дать возможность и поддержку в этой области. Уникальный путь России – развитие сельских территорий через развитие творческих индустрий, а включение нашей страны в международную повестку показывает важность этого направления для экономики. У нас есть огромный потенциал, об этом нужно всегда помнить", – считает куратор и преподаватель программы "Управление креативными индустриями" РАНХиГС Лариса Богданова.
В целом, организаторы и выступавшие эксперты сошлись во мнении, что Международный культурный форум за все годы его проведения постоянно трансформировался в зависимости от актуальных запросов отрасли. Ценным остатком одного из ключевых культурных событий страны стало появление большого круга партнеров из самых разных областей, вместе с которыми предстоит продумать новый формат проведения мероприятия такого уровня.