В пресс-центре МИА "Россия сегодня" в формате круглого стола состоялось обсуждение темы "Высшее образование в условиях пандемии: вызовы и решения". В разговоре приняли участие министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, ректоры ведущих российских вузов, работодатели.
Основой для обсуждения стал доклад "Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию". Над исследованием по поручению главы Минобрнауки России работали 13 российских университетов.
"В начале этого года мы решили проанализировать, что происходит с качеством высшего образования. Но само понятие "качество" очень субъективное. Для кого-то это оценка работодателей, для кого-то показатели в дипломе", - отметил Валерий Фальков.
По словам министра, исследование построено на результатах социологического опроса 36 тысяч студентов, в том числе иностранных, 24 тысяч преподавателей и 800 родителей.
Валерий Фальков представил основные выводы этой работы, отметив, что сегодня полный переход в дистант невозможен, поскольку это ведет к существенному снижению качества образования. Министр привел данные из доклада, подтверждающие, что отношение студентов к смешанной форме обучения становится нормальным.
"Разумное сочетание очного формата с удаленными элементами позволяет держать соответствующий уровень качества образования. Онлайн возможен в отношении отдельных программ, которые человек выбирает осознанно", - подчеркнул глава Минобрнауки.
Валерий Фальков озвучил вывод, что уровень развития цифровой инфраструктуры вузов является главным требованием для обеспечения качественного образования, а отсутствие технических возможностей для смешанного обучения - это риск для учебного процесса. По его словам, с проблемами пандемии наиболее успешно справились те вузы, которые уделяли много внимания развитию цифровых сервисов.
"Не пандемия снизила или повысила качество образования. Она как рентген высветила проблемы в высшей школе. Сильные стали сильнее, а слабые слабее", - сказал Валерий Фальков.
Глава Минобрнауки России призвал руководителей вузов серьезно отнестись к эмоциональной атмосфере в учебных заведениях. "Одной из важнейших угроз качеству образования, требующей повышенного внимания со стороны руководства университетов, является психологическое благополучие и ментальное здоровье студентов. Ведь если студент "разбалансирован", у него нет навыков самостоятельной работы, множится стресс, тогда ни о каком высоком результате обучения говорить не приходится", - резюмировал министр.
О включении цифровых инструментов в процесс образования рассказал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко: "Преподаватели начали активнее использовать электронные ресурсы и создавать свои. На занятиях большое внимание стало уделяться вовлечению студентов в процесс. При этом содержание образования диверсифицировалось: четко выделились элементы, которые легко осваиваются через тренинги, тренажеры, индивидуальные занятия, а также темы, для успешного освоения которых нужны гибридные форматы обучения и командная работа".
Ректор Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина Виктор Кокшаров рассказал о включении работодателей в оценку качества образования: "Найдут ли выпускники работу своей мечты, а работодатель - "того самого" выпускника - основные для каждого российского вуза вопросы. Очевидно, что университеты не смогут проводить работу по повышению качества образования без вовлечения компаний в образовательный процесс. Так, в УрФУ работодатели работают со студентами в качестве менторов, формулируют темы выпускных квалификационных работ и участвуют в защитах ВКР в составе аттестационных комиссий".
"Нам необходима кооперация всех заинтересованных сторон, выстроенная как отдельный отлаженный процесс в экономике нашей страны. У нас много лет работает комитет по профессиональному обучению и профессиональной квалификации, в задачи которого входят подготовка предложений и выработка общей консолидированной позиции бизнеса по вопросам модернизации профобразования, повышения конкурентоспособности образовательных организаций", - отметил председатель совета директоров Трубной металлургической компании Дмитрий Пумпянский.
"Один из инструментов, который позволил нам при переходе в электронный формат держать на контроле пульс студенческой жизни, - оценка преподавания обучающимися. Это анонимный инструмент, который реализуется в университете с 2015 года. Более 90% студентов четыре раза в год принимают участие в данной процедуре. Оценка проходит накануне сессии, чтобы на ее объективность не могли повлиять эффекты сессионной недели", - рассказал ректор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Никита Анисимов.
В ходе круглого стола прозвучало предложение о создании национальной инициативы в области качества высшего образования. Для этого можно использовать кейсы и лучшие практики вузов, использованные при подготовке вышеупомянутого доклада. Это может помочь любому университету выстроить системную работу в этой области.
"Меняется содержание высшего образования, подходы к его оценке, стандартам. И те 13 кейсов, которые собрали участники доклада, показывают, что пандемия сегодня проявила неравномерность уровня вузов", - признал ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский.
Валерий Фальков идею поддержал: "Инициатива актуальна и своевременна. Самое главное - это запрос общества и работодателей. Мы поддерживаем, обязательно посоветуемся с представителями предприятий, Российским союзом промышленников и предпринимателей. Инициатива должна обрести форму документа и быть понятной не только вузовскому сообществу, но и всему обществу в целом".