Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева совместно с музеем-заповедником "Родина В.И. Ленина" представили монографическую выставку "Борис Мезенцев. Творческий поиск архитектора".
Борис Мезенцев (1911-1970) - доктор архитектуры, заслуженный строитель РСФСР, лауреат Сталинской премии за проект высотного дома у Красных ворот. Несмотря на короткую для профессии творческую жизнь, он вошел в историю как исследователь и самостоятельный архитектор, реализовавший более десятка уникальных проектов и воспитавший целое поколение учеников.
В 1952-1959 годах по проектам Мезенцева, были построены Дворец тяжелой атлетики, здание Академии наук, административное здание на Петровке, 38. В 1951 году он возглавил мастерскую института "Моспроект", которая вела проектирование нового района Москвы - Юго-Западного. Борис Сергеевич участвовал и в возрождении разрушенного после землетрясения Ташкента, проектируя монументальные объекты в центре города - площадь Ленина и двадцатиэтажное здание Совета министров Узбекской ССР.
На выставке впервые представлен архив Мезенцева - шестнадцать крупномасштабных листов оригинальной архитектурной графики, охватывающий все периоды творчества мастера от дипломной работы (1935) до эскиза последнего проекта - мавзолея первого президента Вьетнама Хо Ши Мина, датированного апрелем 1970 года и построенного в Ханое в 1975 году уже после смерти автора.
Выставка развернулась на двух этажах музея градостроительства и архитектуры, который является частью комплекса музея-заповедника "Родина В.И Ленина". На первом этаже показана ретроспектива творчества Мезенцева в оригинальной графике из архива музея имени А.В. Щусева. Она позволяет проследить основные этапы развития советской архитектуры второй половины ХХ века, прошедшей путь от сталинской классики до модернизма.
"Миссия Музея имени Щусева - показывать русскую и советскую архитектуру во всем многообразии творческих подходов, выявляя ее героев и отмечая значимые памятники. Борис Мезенцев - без сомнения, герой архитектуры модернизма. Его наследие наглядно демонстрирует, что при типовом и массовом строительстве можно быть большим мастером", - отметил куратор выставки Марк Акопян.
Экспозиция включает в себя проекты железнодорожных вокзалов, подготовленные архитектором в рамках программы восстановления разрушенных войной городов. Ее дополняет проект одной из семи московских высоток - административно-жилого здания на Лермонтовской площади (1947-1953), выполненный по заказу Министерства путей сообщения вместе с выдающимся современником Алексеем Душкиным. Ходили слухи, что при работе над проектом архитекторы поссорились, разойдясь в творческих взглядах. Дочь Алексея Николаевича Наталья считала, что просто "в берлоге оказалось два медведя, которым чрезвычайно трудно было работать вместе". В итоге мэтры поделили обязанности - за Мезенцевым, как мастером деталей, была разработка пластики фасада, а за Душкиным - планировочно-конструктивная основа высотки.
В Ульяновске воплощена в жизнь самая известная идея Бориса Сергеевича, ставшая символом города и всего советского модернизма, - Ленинский мемориал. Его проекты занимают центральное место на выставке. При всей громоздкости замысла Мезенцев создал очень необычный комплекс. Здание Мемориала на 35 метров приподнято над площадью и установлено на 50 колоннах-опорах, чем достигается эффект его легкости. Документальная часть экспозиции, посвященная истории возведения комплекса, разрушает стереотип о типовой архитектуре второй половины XX века.
Директор музея-заповедника "Родина В.И. Ленина" Ирина Котова считает, что сегодня, когда в Ульяновске ведутся работы по реставрации Ленинского мемориального комплекса, особенно важно вспомнить и, может быть, узнать заново человека, ставшего творцом архитектурного облика Ульяновска периода социализма.
"Он умел находить абсолютные пропорции, - считает ученик Мезенцева, профессор Владимир Ревякин. - Везде в работах у него используется куб, а более совершенной формы природа не создала. И архитектура его такая же монументальная и величественная, каким он и сам был в жизни. То время и требовало такой монументальности".
Масштабная архитектурная графика Мезенцева в сочетании с акварельными работами, предоставленными для экспонирования семьей архитектора, раскрывает многогранность его таланта.