- В 2020 году на научные исследования было выделено чуть больше средств, чем в предыдущие периоды. До 2024 года эта сумма так или иначе будет увеличиваться. Это, пожалуй, одно из главных достижений. Правда, надо учитывать разные цифры - есть расходы на фундаментальную науку, расходы в целом на науку, на университеты. И по разным показателям динамика разная.
В рамках новой госпрограммы будет увеличение по сравнению с предыдущими периодами.
О статусе молодых ученых
- В российском законодательстве предлагают закрепить статус молодых ученых - соответствующий законопроект может быть рассмотрен в Госдуме в ближайшей перспективе. Мы хотим завершить эту работу с вновь избранным составом Госдумы. Очень надеюсь, что в предстоящий сезон 2021-2022, в новую сессию, мы этот вопрос будем рассматривать в первом и последующем чтениях.
Представители различных экспертных сообществ, ведомств едины во мнении о том, что молодому ученому нужен особый статус. Что касается социальных гарантий, первое - это решение вопроса с жильем. Мы понимаем, что, решив этот вопрос, мы закрепляем исследователя в том или ином городе, даем возможность ему посмотреть на свое будущее. И второй вопрос - стабильная зарплата.
Это важные, но не ключевые стимулы, чтобы заниматься научной деятельностью.
Очень значима атмосфера творчества, свободы исследований, постоянного поиска, чтобы молодым было интересно придумывать значимые проекты и участвовать них.
О занятости молодежи
- Минобрнауки совместно с Минтрудом разрабатывают программу по молодежной занятости. В известных российских университетах нет проблем с трудоустройством своих выпускников: учебный процесс там устроен таким образом, что сложностей с получением места в той или иной организации у выпускников нет. Но далеко не все так помогают своим студентам в устройстве на работу.
В вузах, испытывающих сложности, конечно, надо усиливать связи с работодателями, активнее вовлекать их в формирование программ, больше уделять внимания стажировкам, практикам и иным формам взаимодействия студентов и предприятий.
Университеты должны выстраивать систему таким образом, чтобы студент мог обучаться у работодателя и получить у него первый опыт, а работодатель смог его оценить. Государство со своей стороны прилагает максимум усилий.
Об исследовательских проектах
- Для исследователей в России проводится большое количество конкурсов. И именно сейчас по двум крупнейшим федеральным научно-техническим программам ведется отбор исследовательских коллективов. Речь идет о программах по развитию синхротронных и нейтронных исследований и по развитию генетических технологий. Программа в рамках ФНТП "Генетические технологии" реализуется второй год, скоро состоится совет по этой программе. Это более 10 миллиардов рублей на ближайшие три года. Соответственно, по второй программе порядок цифр примерно такой же.
О работе с Госдумой
- В осеннюю сессию Государственной Думы Минобрнауки намерено работать с депутатами над законопроектами, касающимися статуса молодых ученых, аккредитации вузов, экспертизы научно-технической деятельности.
Надеемся, что отношения с новым составом Госдумы будут такими же конструктивными, добрыми, с учетом интересов каждой из сторон, как это было с прошлым созывом.
Самое главное достижение совместной работы Минобрнауки с Госдумой во время пандемии - это организация образовательного процесса в высших учебных заведениях.
Прошлой осенью в Госдуме был парламентский час, посвященный тому, как организована работа университетов в условиях коронавируса. Были личные встречи, работа на заседаниях комитетов. Всякий раз, когда мы принимали решения, учитывали обратную связь от избирателей. Самое главное, что система высшего образования не ушла в штопор, в сложнейших условиях было организовано обучение, в целом все решения были приняты правильно, на мой взгляд. Представьте, если бы мы тогда поставили образовательный процесс на паузу. Роль парламента чрезвычайно велика, депутаты могут влиять на те или иные решения.
Закон "О науке"
- Надо понимать, что сама постановка вопроса о новом законе "О науке" неизбежно требует решения ряда принципиальнейших вопросов, касающихся статуса ученого и исследовательской сферы. Многие из этих вопросов еще недостаточно обсуждались в обществе, по целому ряду предстоит найти консенсус.
Например, есть разное видение статуса Российской академии наук. Например, возможность приравнивать степень кандидата и доктора наук к степени PhD (ученая степень в США и некоторых других странах). Список этих принципиальных "развилок", где не сформировано консолидированного мнения большинства можно продолжить.
Думаю, что точечные изменения действующего закона, возможно, и нужны. А когда мы созреем принципиально, мы можем подойти к новому закону о науке. Когда это произойдет - может быть, через год, полтора или два, я бы пока не форсировал события, потому что само по себе это эффективности не добавляет.
О дистанционном обучении
В действующем законодательстве есть возможности, позволяющие регулировать дистанционное обучение. Но если возникнет необходимость дополнительных изменений, их можно вносить в базовый закон об образовании. Рассмотрение законопроекта о дистанционном обучении в Госдуме в первом чтении в декабре 2020 года было отложено для дополнительного обсуждения с родительским и учительским сообществами.
У нас хороший закон об образовании. В том смысле, что это некий единый нормативно-правовой акт высшей юридической силы и в нем системно регулируется абсолютное большинство наиболее важных общественных отношений, посвященных общему, среднему, высшему и последипломному образованию.
Если будет необходимость, лучше обращаться к этому базовому закону и вносить какие-то изменения. Прошло слишком мало времени, чтобы осмыслить все, что связано с дистанционным образованием.
Понимаю, что жизнь не стоит на месте, и каждый день надо реагировать в практической плоскости. Но законодательно у нас сегодня есть абсолютное большинство нормативных возможностей, и это показала ситуация весны 2020 года, когда мы смогли в рамках действующего законодательства перейти на удаленный формат работы.
Да, не все нюансы регламентированы. Но с новым составом Госдумы мы все проанализируем, выскажем соответствующие соображения.