В "Гараже" живут сезонами. В этот раз откроются две выставки, которые по-хорошему следует посетить в один день. Первая в России выставка немецкого художника Томаса Деманда, работающего на стыке фотографии, скульптуры и архитектуры, разместится на двух этажах музея. Ретроспектива продемонстрирует главные вехи 20 лет работы Деманда, в том числе цикл, созданный специально для "Гаража" и посвященный главному диссиденту американской разведки Эдварду Сноудену. Выставка будет базироваться на основополагающих для автора идеях макетности и модели, а также расскажет об экспериментах художника с пространствами кинопоказа.
Второй проект нынешнего сезона "Гаража" посвящен памяти недавно умершего художника Никиты Алексеева (1953-2021) и объединит работы трех десятков участников, представителей разных поколений и выходцев из разных стран. Тема выставки - искусство как каждодневный кропотливый труд, как жизненный процесс. Каждый объект будет показан в специально выстроенной "келье".
Юрий Пименов. "Ретроспектива"
Сентябрь-январь
Новая Третьяковка
В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась ретроспектива крупного советского живописца Юрия Ивановича Пименова (1903-1977). Он скандально известен благодаря находящейся в собрании Третьяковки картине "Новая Москва": девушка в кабриолете едет по солнечной столице, кругом прогуливаются беспечные горожане, вдалеке виднеются узнаваемые здания - в частности недавно построенные гостиница "Москва" и Дом Совнаркома (сейчас Госдума). Идет 1937 год - пик террора. Помимо этого канонического полотна, ставшего символом и реконструкции столицы, и фальшивого идеологического фасада, скрывавшего преступления государства, на выставке будут показаны еще около 170 произведений из различных музеев и частных собраний - не только живопись, но также графика, книжная иллюстрация, театральные декорации, эскизы сценографии и костюмы для актеров. Будет воспроизведено несохранившееся панно "Физкультурный парад", созданное Пименовым для международной выставки в Нью-Йорке (1939).
"Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924"
Сентябрь-январь
Музей русского импрессионизма
Новая выставка Музея русского импрессионизма расскажет о забытой странице культурной жизни 20-х. В 1924 году состоялся крупнейший в США показ русских художников, среди которых были Лев Бакст, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Игорь Грабарь, Борис Григорьев, Пётр Кончаловский, Борис Кустодиев, Михаил Ларионов, Илья Машков, Кузьма Петров-Водкин, Зинаида Серебрякова, Валентин Серов, Константин Сомов, Василий Шухаев, Константин Юон. На той выставке-продаже в Нью-Йорке демонстрировали более тысячи работ - графику, живопись и скульптуру. По окончании большая их часть разъехалась к новым владельцам, некоторые вернулись в Россию. Из тех работ в нынешнем проекте Музея русского импрессионизма смогли собрать более 70 произведений, раскиданных по всему миру. Подготовка выставки превратилась в детективное расследование, которое станет отдельным сюжетом "Других берегов". Музей обещает реконструировать, насколько это возможно, саму экспозицию 1924 года.
Алексей Венецианов. "Пространство, свет и тишина"
Октябрь-февраль
ГТГ, Инженерный корпус
Выставка посвящена Алексею Венецианову (1780-1847), произведения которого в большом количестве можно было увидеть на недавней суперпопулярной выставке в Новой Третьяковке "Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии". На новой ретроспективе будет показано более 80 картин и рисунков знаменитого русского художника не только из коллекции ГТГ, но и из других отечественных музеев, в том числе Государственного Русского музея, Тверской картинной галереи, ГМИИ имени А.С. Пушкина и Государственного исторического музея. Также в Третьяковской галерее можно будет познакомиться с работами учеников Венецианова: Алексея Тыранова, Никифора Крылова, Александра Алексеева, Фёдора Славянского, Григория Сороки и других. Романтик Венецианов посмотрел на русских крестьян - а трудился он в период крепостного права - сквозь призму античного и ренессансного искусства. Простые люди превратились у него в католических мадонн и персонажей древнегреческих идиллий.
В галерее "Триумф" покажут проект Ренаты Литвиновой и Гоши Рубчинского "Северный ветер". Одноименная пьеса Литвиновой идет в театре с 2017 года. В 2021-м вышел и бурно обсуждался снятый по ее мотивам фильм с тем же названием. Теперь пришло время книги с фотографиями и выставки, которая предваряет презентацию этого издания. Будут демонстрироваться более шести десятков фотографий, включая уникальные полароидные снимки. Основа проекта - серия черно-белых портретов, сделанных Гошей Рубчинским в ретроэстетике, с дымкой и хонтологией и вызывающих в памяти классиков портретной фотографии вроде Сесила Битона и Ли Миллер. Рената Литвинова сама перевоплощается в персонажей пьесы "Северный ветер" различных возрастов и гендеров: 100-летнюю Алису, ее дочерей Лотту и Риту, кузена Бориса, Бенедикта и его невесту Фанни. Чтобы объемнее представить мифологический мир произведения, экспозиция будет дополнена предметами из постановки и видеоинсталляцией.
"Бывают странные сближенья"
Ноябрь-январь
ГМИИ имени А.С. Пушкина
Одна из главных интриг выставочного сезона - кураторский проект Жан-Юбера Мартена в стенах Пушкинского музея. В прессе его уже назвали беспрецедентным по размаху и замыслу. Прославленный французский куратор, известный по таким выставкам, как "Москва - Париж" (1979), "Париж - Москва" (1981), "Маги земли" (1989) и III Московская биеннале (2009), еще в 2017 году задумал проект. Изначально он должен был называться цитатой из Марка Твена "Древние украли все наши идеи" (нынешнее название - цитата из Александра Пушкина, видимо, дань имени музея). Из пяти залов главного здания ГМИИ, где сейчас размещена итальянская и французская живопись, и еще из нескольких пространств уберут все, кроме слепков, с которых музей начинался. Эти помещения вплоть до начала реконструкции музея в 2023 году будут служить экспериментальной площадкой для крупных кураторов. Мартен в опустевших залах разместит экспонаты, отобранные им в нехудожественных институциях: Геологическом, Дарвиновском, Зоологическом музеях, Кунсткамере и других. Куратор обещает, что выставка будет похожа скорее на театральное представление или концерт, поскольку будет работать на эмоции.
"Михаил Врубель. Ретроспектива"
Ноябрь-март
Новая Третьяковка
Выставка Михаила Врубеля (1856-1910) - еще одна крупная ретроспектива в Третьяковской галерее в этом сезоне. Музей, пользуясь тем, что у него самое внушительное собрание работ художника, выступит "объединителем Врубеля" и получит из 14 российских и зарубежных коллекций множество работ (только из Русского музея их привезут более 100). Всего в ретроспективе будет представлено более трех сотен произведений. Покажут живопись, графику, монументальные панно для особняков, плафон с горизонтальной экспозицией, скульптуру, майолику, фотографии, костюмы. Богатое творческое наследие Врубеля попытаются концептуализировать, чтобы определить, где у Михаила Александровича дань моде и эпохе, случайные увлечения и влияние окружения, а где - вечное. Создатели выставки считают, что последнего значительно больше, и постараются это наглядно продемонстрировать.
Открытие ГЭС-2
Ноябрь
Дом культуры ГЭС-2
Дата открытия Дома культуры ГЭС-2, созданного фондом V-A-C, широко известна в культурных кругах Москвы, но сам фонд запретил своим сотрудникам сообщать ее, ведь мало ли что пойдет не так - в тяжелые времена живем, в непредсказуемом мире. Как бы то ни было, разнообразные активности вокруг бывшей электростанции на Болотной набережной уже начались, а где-то в начале ноября произойдет и официальное открытие. Вероятно, от него можно ожидать того же накала страстей и резонанса в соцсетях, как и в случае скульптуры Урса Фишера и синих труб над ГЭС-2. В первом выставочном сезоне, который получил название в честь главного сериала постсоветского телевидения - "Санта-Барбара", обещают много перформансов. Оно и понятно, ведь главное для таких больших институций - зрелищность и вовлечение максимальной аудитории. Важный момент: практически все, что будут показывать в будущем Доме культуры, абсолютно бесплатно (исключение составят некоторые кинопоказы и концерты).
Выставка под кураторством объединения Tzvetnik
Ноябрь
Галерея Issmag
Это будет пятая, предпоследняя выставка под кураторством коллектива Tzvetnik (Виталий Безпалов, Наталья Серкова) в галерее Issmag, расположенной в гараже, который спрятан во дворе дома № 9 в Малом Каретном переулке. Точные даты и подробная информация об участниках станут известны в начале ноября. В 2020 году было объявлено, что создатели главного отечественного - и самого модного среди мировых - агрегатора выставочной документации, основанного в 2016 году, проведут опен-колл среди "русскоговорящих художников (возможно, живущих и не в России)". В итоге, Tzvetnik получил более шести сотен заявок. Кураторы отобрали работы, которые, по мнению Безпалова и Серковой, созвучны последним мировым трендам в искусстве, для шести выставок. Первая открылась в декабре, вторая и третья прошли, соответственно, в феврале-марте и июне-июле, четвертая идет прямо сейчас. Последняя же, предположительно, стартует в конце года. Показываемые работы максимально понятны, несмотря на порой неожиданный вид. Серкова называет это условным термином "искусство объектов".
"Многообразие/Единство. Современное искусство Европы. Москва. Берлин. Париж"
Ноябрь
Новая Третьяковка
Эта выставка должна была открыться в ноябре прошлого года, но ее отложили в связи с очередным витком пандемии. Не состояться рано или поздно этот проект просто не мог: провести выставку было решено на самом высоком уровне - она создается под патронатом президентов России, Германии и Франции. Это как раз тот случай, когда принято говорить о культурной дипломатии. После Москвы проект должен отправиться в Берлин и Париж. Около 200 работ, более 80 художников нескольких поколений, представляющих 35 стран Европы, среди них Эрвин Вурм, Гилберт и Джордж, Энтони Гормли, Илья и Эмилия Кабаковы, Маурицио Каттелан, Ансельм Кифер, Герхард Рихтер, Олафур Элиассон - такова масштабная задумка выставки. Московскую часть проекта будет принимать западное крыло Новой Третьяковки, которое раньше было известно как Центральный дом художника (ЦДХ). Место символичное: в 80-90-х здесь показывали ретроспективы крупных западных художников.
Сергей Шутов. "Чужие здесь не ходят"
Сентябрь-ноябрь
Мультимедиа-арт-музей
Персональная выставка Сергея Шутова (1955) под кураторством Анны Зайцевой открывается в Мультимедиа Арт Музее и повторяет название его знаковой работы "Чужие здесь не ходят", созданной на рубеже тысячелетий. Собственно вся творческая деятельность художника имеет пограничный характер. В 80-90-е он одновременно представлял не сильно ладившие между собой московскую и ленинградскую (а позже петербургскую) арт-сцены, был включен в западный и российский музыкальный андерграунд, соединял в своем творчестве советскую и американскую массовую культуру, занимался видео-артом параллельно увлечению православной иконописью и восточной каллиграфией. Шутов успел побывать главным художником культового фильма "Асса", отметиться в "Птюче" - и клубе, и журнале. Ему посвятил свой альбом "The Shutov Assembly" Брайан Ино. На выставке будут показаны работы Шутова 1990-2000-х годов, которые рифмуются с мультимедийным характером музея.