15 октября на концерте Ульяновского государственного симфонического оркестра прозвучат наиболее знаковые произведения эпохи венского классицизма - Симфония № 40 Вольфганга Амадея Моцарта, Пятая симфония и увертюра "Эгмонт" Людвига ван Бетховена. Эти творения, созданные более двухсот лет назад, по сей день остаются признанными эталонами симфонического жанра, захватывают слушателей яркостью образов и накалом драматизма. Они знакомы практически всем меломанам, вне зависимости от уровня погруженности в мир классической музыки.
Симфония № 40 соль минор Вольфганга Амадея Моцарта создана композитором в июле 1788 года и считается предпоследней в так называемом "великом венце". Дата премьеры произведения неизвестна. По замыслу Моцарта исполнить три симфонии под номерами 39, 40 и 41 следовало в рамках подписки на большую концертную программу, билеты на которую слушатели приобретали заранее. Но идея не была реализована. Вероятно, впервые Сороковая симфония прозвучала на закрытом концерте в одном из аристократическим домов Вены. Основной образ произведения - взволнованный и трепетный - вырастает из главной темы первой части и во многом предвосхищает эпоху романтизма в музыке.
Симфония № 5 до минор Людвига ван Бетховена написана в период с 1804 по 1808 годы и впервые прозвучала в Вене. Толкование произведения во многом дал сам композитор: об известном мотиве первой части он сказал, что "так судьба стучится в дверь". Бетховен создавал произведение на фоне прогрессирующей глухоты, наполеоновских войн и оккупации Вены, что нашло отражение в повышенном драматическом тоне музыки. Партитура на титульном листе имела посвящение двум покровителям композитора: князю фон Лобковицу и русскому дипломату в Вене графу Разумовскому.
Увертюра "Эгмонт" из музыки к одноименной трагедии Гёте была завершена Бетховеном через три года после написания Пятой симфонии. Заказ на музыку к постановке пьесы, в которой народ Нидерландов под предводительством графа Эгмонта восстает против владычества Испании, поступил композитору от дирекции венских придворных театров на фоне скорого приближения войск Наполеона. Бетховен неохотно взялся за дело "исключительно из любви к поэту". Из десяти номеров к спектаклю наибольшую популярность получила увертюра. В ней ярко раскрыты темы, ставшие основными в творчестве Бетховена: идеи борьбы за идеалы, полнейшее напряжение сил для достижения заветной победы и обращение к широкому кругу слушателей с ясным, практически декларативным призывом к свободе.
Многие годы исследователей волнует вопрос - встречались ли два гения в реальной жизни? Нет сомнений, что стать учеником великого Моцарта Бетховен мечтал с детства. Источники позволяют утверждать, что именно это являлось для Людвига главной причиной первой поездки в Вену.
По одной из легенд чуть ли ни первое, что сделал Бетховен в музыкальной столице, - направился в дом Моцарта, что стоял неподалеку от собора Святого Стефана в центре города. Просто так в дом Моцарта попасть было нельзя, и наиболее вероятно, что входным билетом для Бетховена послужило письмо от курфюрста Максимилиана Франца - есть свидетельства, что именно он спонсировал поездку начинающего композитора в Вену.
Дальнейший вариант развития событий трактуется почти во всех источниках, посвященных биографии Бетховена. Однако во многом эта гипотеза основывается на словах его известного биографа, Отто Яна. Тот писал, что юный Бетховен прибыл в Вену весной 1787 года, но смог остаться там лишь на короткое время. Тем временем он был представлен Моцарту и играл для него по своей же инициативе. Однако Моцарт, послушав фрагмент, исполняемый Бетховеном, не был особо доволен, а наоборот, отнесся к этому с некоторым холодком.
Упрямый Бетховен, якобы, попросил у Моцарта тему для импровизации. Вдохновленный присутствием великого маэстро, он играл так хорошо, что в процессе игры постепенно завоевал все внимание мэтра. Тот повернулся к свидетелям и решительно сказал: "Запомните этого молодого человека. Он еще сделает себя имя в этом мире!".
Некоторые биографы даже называют конкретные произведения, которые Людвиг якобы играл Моцарту на прослушивании. Чаще всего в этих источниках упоминается "до-минорный" фортепианный концерт. Другие добавляют, что на прослушивании присутствовала и супруга Моцарта - Констанция. Нередко в биографических источниках встречается мнение, что Людвиг даже успел взять у великого Моцарта пару уроков.
Но было ли это все на самом деле? Мы не знаем. По факту Моцарт никогда не упоминал о своих занятиях с Бетховеном ни в своих переписках, ни в других официальных источниках.