Глава Минобрнауки России выступил с докладом о переходе к новой модели высшего образования на совещании, организованном Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, Мероприятие прошло при участии ректоров ведущих вузов и представителей крупнейших организаций-работодателей под председательством президента Российского союза промышленников и предпринимателей, председателя Национального совета Александра Шохина.
В первой части своего доклада министр подробно рассказал о целях и задачах совершенствования национальной системы высшего образования. Он подчеркнул, что необходимо уйти от противопоставления специалитета и бакалавриата и сосредоточиться на гибкости сроков обучения в формате базового образования. При этом университетам нужно предоставлять возможность в партнерстве с работодателями самостоятельно определять продолжительность программ обучения.
"Наша задача - с одной стороны удержать баланс между фундаментальностью и практикоориентированностью, с другой - дать университетам гибкий механизм реагирования на запросы рынка труда. Поэтому сроки подготовки специалистов в рамках совершенствования национальной системы высшего образования должны быть дифференцированы в зависимости от характера их будущей профессии и установлены вузами совместно с представителями предприятий. Мы должны достроить механизм таким образом, чтобы он работал в абсолютном большинстве вузов и позволил сделать принципиально новый шаг в повышении качества образования", - сказал Валерий Фальков.
Глава Минобрнауки России добавил, что сегодня есть колоссальный запрос на обновление инженерного образования с учетом быстро меняющейся экономики. В этой связи вузы-участники пилотного проекта разрабатывали технические образовательные программы с соблюдением баланса фундаментального ядра и практических дисциплин.
Напомним, согласно Указу Президента, с этого года запущен пилотный проект по апробации новой модели уровней высшего образования. В его реализации принимают участие шесть ведущих университетов страны.
Соблюдать стандарты
Вместо бакалавриата и специалитета вводится базовое высшее образование со сроком обучения от четырех до шести лет. Специализированное высшее образование (по программам магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки) представляет собой углубленную отраслевую подготовку кадров от одного до трех лет. Подготовка научных и научно-педагогических кадров выведена в профессиональное образование - аспирантуру.
В этом учебном году пилотный проект реализовывается по 113 приоритетным специальностям и направлениям подготовки. Среди них "Математические и естественные науки", "Инженерное дело, технологии и технические науки", "Науки об обществе", "Образование и педагогические науки".
Вторую часть доклада министр посвятил вопросам реализации в вузах- участниках пилотного проекта механизмов национальной системы квалификаций. Он обратил внимание на необходимость пересмотреть перечень образовательных программ и соотнести их с новым уровнем квалификаций.
"Нам предстоит проработать вопросы квалификаций и сроков подготовки кадров для максимального сопряжения профессиональных компетенций выпускников с требованиями рынка труда, а также совместно с Минтрудом России пересмотреть профессиональные стандарты и квалификационные требования", - считает глава Минобрнауки.
В свою очередь Александр Шохин отметил важность повышения эффективности национальной системы квалификаций как одного из действующих механизмов, связующих рынок труда с системой высшего образования.
Кроме того, участники заседания обсудили возможности внедрения результатов деятельности федерального проекта "Передовые инженерные школы", призванного актуализировать содержание профессиональных стандартов и квалификаций.
Первые шаги
Опыт создания нового типа инженерной подготовки в кооперации с высокотехнологичными компаниями и ведущими университетами может послужить основой для выработки предложений по корректировке соответствующих стандартов.
Шесть пилотных вузов, участвующих в проекте новой системы образования, по словам Валерия Фалькова, переработали программы: "Где-то это повлекло увеличение сроков, где-то нет. И в дальнейшем мы будем внимательно смотреть, какие преобразования предстоит сделать в ближайшее время. Потому что это только начало изменений".
По его словам, количество шагов, направленных на существенное повышение качества высшего образования в России, будет расти. Пилотный проект будет реализовываться в РФ в 2023/2024 и 2025/2026 учебных годах: "Ключевыми для перехода на новую систему будут 2024-й и последующие годы. Сама приемная кампания следующего года будет отличаться от нынешней приемной кампании".
По словам министра, в этом году выпускники школ смогли поступить на все специальности и направления, на все программы, которые были опубликованы до старта приемной кампании, никаких кардинальных изменений не произошло. При этом с переходом на новую национальную систему права студентов сохранены в полной мере: "Им будет предоставлена возможность завершить обучение по той же образовательной программе, на которую они поступили. Кроме того, будут сохранены все права граждан, имеющих дипломы о высшем образовании по действующим в настоящее время программам и уровням образования".
Глава Минобрнауки России подчеркнул, что потребуется несколько лет для того, чтобы постепенно и без спешки, предоставляя больше возможностей, а не проблем для выпускников школ и студентов, завершить работу по переходу на новую систему высшего образования. При этом результаты работы и лучшие практики, полученные по итогам эксперимента, будут использованы для последующего перехода на новую систему.
"Это шаг вперед. Поскольку, по существу, формируется прообраз новой национальной системы высшего образования, которую мы сейчас обсуждаем, а первые вузы-лидеры начинают постепенно тестировать".
Министр подчеркнул, что приемная кампания прошла планово, всего на 2023/2024 учебный год университетам было распределено 626 278 бюджетных мест. Фальков отметил, что этот год отличается по многим параметрам: у ряда вузов появилась возможность увеличить количество бюджетных мест в сам год приема и перераспределить их.
Расставить приоритеты
По инициативе Минобрнауки России было внесено изменение в действующее законодательство об увеличении в 2023 году бюджетных мест по приоритетным специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки. В результате перераспределения общее количество бюджетных мест по 39 (из 58) приоритетным УГСН было увеличено почти на 500 мест и составило 446843 места.
"Посмотрев на ситуацию, заявки, пожелания работодателей и многие другие текущие потребности, перераспределили бюджетные места. В результате наше предложение поддержала Комиссия по научно-технологическому развитию Российской Федерации. Предложения по перераспределению были представлены 275 вузами, в том числе 48 филиалами. Всего перераспределено 12325 мест", - заявил министр.
Кроме того, почти на 1 056 мест было увеличено число бюджетных мест по 23 направлениям, входящим в область образования "Инженерное дело, технологии и технические науки". Их общее количество на 2023/2024 учебный год составило 246204 места.
Абитуриенты помимо прочего могли подавать документы с помощью суперсервиса "Поступление в вуз онлайн". К платформе в этом году было подключено 1015 вузов и их филиалов, расположенных на всей территории Российской Федерации.
Говоря о приоритетности направлений, Фальков заявил о необходимости единого "ядра" инженерного образования чтобы выпускники могли уверенно себя чувствовать в самых разных направлениях - даже при быстро меняющихся технологиях. Как отметил министр, инженер должен знать "больше, чем какой-то узкий набор специальных дисциплин. И в этом смысле "ядро" инженерного образования должно быть таким, чтобы человек, который пойдет в разные направления инженерии, уверенно себя чувствовал в условиях быстро меняющихся технологий".