Партнерство Ульяновского областного художественного музея и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина подарило нашему городу не один уникальный выставочный проект. Очередной посвящен западноевропейскому натюрморту XVII–XIX веков. Выставка "Предмет - Образ - Смысл" представляет картины из фондов Пушкинского. Роскошные полотна разместились в залах музея современного изобразительного искусства, на базе которого действует представительство ГМИИ.
Из столицы в Ульяновск прибыли более тридцати произведений художников Голландии, Италии, Франции, Германии. Представлены как произведения знаменитых художников, так и редкие работы заново открываемых в наше время живописцев. Многие картины когда-то были частью известных собраний князей Барятинских, братьев Щукиных, Петра Семёнова-Тян-Шанского и других коллекционеров.
В натюрмортах вещь обретает иное измерение, становится главным элементом композиции, а окружающее пространство превращается в условное обозначение места. Внимание сосредотачивается на предметах, подробно изученных и любовно изображенных, поэтому всякий натюрморт содержит в себе некоторое сообщение.
В XVII столетии в Европе жанр переживал расцвет. Тогда были разработаны его основные направления. На выставке демонстрируются цветочные букеты, аллегории пяти чувств, плоды и фрукты, "завтраки", "рыбные", охотничьи натюрморты и "суета сует" или аллегория бренности. Современники понимали язык вещей и могли буквально прочитать послание, заключенное в изображении.
Почти во всех натюрмортах XVII века проходит тема живого и мертвого, иногда отчетливо, иногда едва просвечивая сквозь видимую красоту и изобилие. Не случайно тема смерти запечатлена в самом названии этого жанра - nature morte - "мертвая натура". Этот термин появился во Франции в XVIII веке. Но есть в натюрмортах не менее важная тема - тема тихой жизни вещей, когда предметы воссоздают определенную бытовую ситуацию. Изображается накрытый стол с завершенным роскошным завтраком или приготовленная скромная трапеза. Такие картины отражают присутствие человека, становятся носителями человеческих качеств и отношений. Им большее соответствует определение жанра, появившееся в Нидерландах и принятое в немецком и английском языках - "stilleben", "still-life" - "неподвижная натура" или "тихая жизнь".
Выставка предлагает зрителю увидеть и понять, как бытовое, так и более глубокое образно-смысловое содержание живописных произведений, открыть красоту и тайный смысл окружающего нас мира вещей.