В павильоне "Гараж СССР. Ретромототехника" (ул. Ленина, 70) открылась выставка "Слово коллекционеру. Машины в миниатюре. Москвич". В нынешнем году это вторая выставка, на которой представлены автомобили в миниатюре из коллекции Александра Слеткова. Первая была посвящена моделям марки ГАЗ.
"Москвич" - культовая марка советского автопрома. Столичный статус, собственная конструкторская школа, спортивные достижения, экспорт в самые разные страны мира - все это говорит об интересной истории марки. Автопроизводитель прошел путь прогресса от копирования зарубежных аналогов до собственных разработок, а затем вновь откатился к импортным решениям и закрытию предприятия. В наше время медиапространство наполнено информацией о возрождении марки - и общество демонстрирует неравнодушие, предлагаются варианты логотипа, концепты возможных моделей.
Для многих советских граждан "Москвич" стал первым семейным автомобилем. Он был достаточно доступен, прост и надежен. Его полюбили и вспоминают в наши дни. Энтузиасты восстанавливают "Москвичи" и демонстрируют их на автошоу.
На выставке десятки масштабных моделей показывают богатую историю страны и автопроизводителя. В день открытия посетители услышали рассказ Александра Слеткова о его увлечении, истории собирательства моделей авто.
- Я горжусь целостностью своей коллекции, - рассказывает Слетков. - Среди представленных экземпляров нет чего-то уникального, ведь в свое время это были достаточно доступные модели. Редкие экземпляры есть, но для меня особую гордость представляет двухместный "Москвич-408-Турист", потому что этих машин было всего две. Сейчас существует несколько реплик и один экземпляр этой модели, восстановленный по чертежам завода. Мне вообще очень нравятся "Москвичи", а особенно 408-й и 412-й серий - машины, участвовавшие в ралли, для меня особо дороги, ведь они дошли до финиша и доказали свою надежность. А как заядлый мотоциклист дорожу миниатюрой мотоцикла М-72, это достаточно знаковая модель.
В 1929 году Советский Союз подписал с американской компанией Ford Motor Company соглашение о строительстве автозавода в Нижнем Новгороде (впоследствии Горьковский автозавод, ГАЗ). До запуска полноценного предприятия сборка грузовых автомобилей из машинокомплектов была налажена на двух автосборочных предприятиях: в Нижнем Новгороде и в Москве. Столичное предприятие было размещено на Остаповском шоссе рядом с Московской окружной железной дорогой. В 1930-х годах оно занималось сборкой легковых автомобилей ГАЗ-А и грузовиков ГАЗ-АА сначала из американских, а затем из советских комплектующих. В 1939 году завод был выведен из состава ГАЗа и получил название "Государственный автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи" (КИМ).
После начала Великой Отечественной войны завод КИМ был эвакуирован в Свердловск, где начал выпуск легких танков Т-60 и Т-70. 23 мая 1945 года Совет народных комиссаров принял постановление о достройке на базе КИМ автозавода по выпуску малолитражных автомобилей.
Первоначально планировалось запустить производство КИМ-10. Однако в августе 1945 года, предположительно, по личному решению главы советского государства Иосифа Сталина, было решено наладить выпуск копии немецкого автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в Германии в 1937-1940 годах. По данным некоторых исследователей, документация и оборудование для производства этих машин были вывезены из оккупированных областей Германии. По другим сведениям, авто было сконструировано заново по имевшимся образцам и штампам.
Копия "Кадета" получила название "Москвич-400", ее выпуск начался в 1946 году. Автомобиль в базовой версии представлял собой пятиместный переднемоторный заднеприводный седан. Он оснащался четырехцилиндровым двигателем мощностью 23 лошадиные силы. На базе первого "Москвича" выпускались кабриолет, фургон и пикап. В 1954 году начался выпуск модификации "Москвич-401", отличавшейся более мощным двигателем. Всего было произведено порядка 234 тысяч "москвичей" первого поколения.
Сборка "москвичей" из советских машинокомплектов осуществлялась в Болгарии и Бельгии. В целом на экспорт в отдельные годы уходило более половины советского выпуска "москвичей". В 90-е площади завода были проданы компании "Renault", последний "москвич" сошел с конвейера в 2001 году.