школы до главного врача одной из главных клиник региона.
- Стать врачом обычно мечтают с детства…
- Я не исключение. С семи лет точно знал, что буду врачом. Моя мама работает лаборантом Центра гигиены и эпидемиологии Ульяновской области, бабушка в войну работала санитаркой в участковой больнице. Часто бывал у мамы на работе, знал всех ее коллег. Мне по-детски нравилась аналитическая химия, красивые, блестящие гирьки, колбы с разными кислотами и щелочами. У нас дома всегда качественно оказывалась медицинская помощь (смеюсь), когда разобьешь коленки или нос. И еще у меня был авторитетный сосед, директор медицинского училища, врач-хирург Виктор Дмитриевич Чебатуркин, которого я очень уважал.
В школе учился отлично, когда организовали медицинский класс, пошел не задумываясь. Там собрались ребята из разных школ города. Большую часть времени уделяли химии, биологии и физике. Учебно-производственная практика проходила в областной больнице и медицинском училище, где мы занимались раз в неделю. Дезинфицирующими растворами мыли кровати, тумбочки, двери, все поверхности, кроме полов. Практиковались в отделениях хирургического профиля, в урологии. В физиотерапевтическом отделении от старшей медицинской сестры первый раз услышал об ответственности за некачественное оказание медицинской помощи. Если не ошибаюсь, она рассказывала о случае нанесения пациенту термического ожога аппаратом УВЧ. Смысл сводился к тому, что ошибку совершает подчиненный, а основную ответственность несет руководитель.
Летнюю практику мы провели в стерилизационном отделении, где крутили салфетки для операционных. По итогам учебной практики мне выдали свидетельство младшего медицинского брата. Из 20 учеников 16 выбрали профессию врача и поступили на медицинский факультет Ульяновского филиала МГУ в 1993 году. Это был третий набор.
- Сложно было поступить и учиться?
- Трое ребят, Андрей Столяров, Владимир Кудашев и Елена Ширманова, поступили досрочно, имея медаль и сдав на отлично первый экзамен. Я слабо сдал вступительные. Если бы Виктор Митрофанович Безворитный не включил меня в целевой набор Облздравотдела, врачом мне не быть.
В этот набор попало 22 человека. Меня зачислили в группу № 13, где основной костяк составляли ребята рабфака, которые были старше, многие уже окончили средне-специальные учебные заведения, имели опыт работы, семьи. Переход от школы к учебе в вузе давался тяжело. Не получилось включиться в процесс сразу. Преподаватели казались очень строгими, высокий темп обучения. Мы, еще лично не зная педагогов, получали характеристики на них от ребят второго и третьего курса. Эти описания, как показало время, были очень субъективными.
Основной преподавательский состав был представлен работниками Семипалатинского и Душанбинского медицинских институтов, деканом факультета был Тофик Зиятдинович Биктимиров. Из-за пропусков занятий у меня стали копиться проблемы по биологии, ботанике, химии, анатомии, истории. Экзамен по истории я сдал с третьего раза. Виной неуспеваемости были моя неорганизованность и лень.
Всех преподавателей первого курса я вспоминаю с большой теплотой. Борис Петрович Чураков, Виталий Фёдорович Сыч, Ольга Фёдоровна Денисова, Владимир Ильич Арав, Виталий Викторович Гноевых, Радик Магзинурович Хайруллин. Кстати, Борис Петрович и Радик Магзинурович принимали у меня вступительный экзамен по биологии.
Но отдельно хочу вспомнить Олега Борисовича Астахова, преподавателя анатомии. Это человек, который изменил мое представление об учебе. У него была какая-то особенная способность мотивировать. Во многом благодаря его участию, я успешно окончил первый курс и смог стабильно учиться дальше.
Позже мне посчастливилось учиться у таких преподавателей как Татьяна Яковлевна Тарарак, Вадим Алексеевич Семёнов, Роза Исмаиловна Ягудина, Виктор Владимирович Машин, Лариса Игнатьевна Трубникова, Владимир Ильич Мидленко, Василий Иванович Горбунов. Прошу прощения, что не перечисляю всех, но всех помню. С теплотой вспоминаю Абдухамида Вахидовича Хамидова, который преподавал факультетскую хирургию. Он научил не ограничивать знания учебником, а по максимуму использовать разные источники информации. До сих пор помню семь функций аппендикса.
- Первые рабочие будни помните?
- На третьем курсе попытался устроиться в больницу санитаром, но главный врач отказал, сославшись на мою неопытность. Потом была попытка устроиться медицинским регистратором, опять не взяли. На четвертом курсе отец однокурсницы, с которой я встречался, убедил меня, что нельзя стать хорошим врачом, не познав медицинскую специальность с азов. Многие однокурсники уже работали, и я тоже решил. Выбор пал на медсанчасть УАЗа, которую возглавлял заслуженный врач РСФСР Валерий Александрович Егоров. На работу меня принимала Наталья Николаевна Васицкая, его заместитель по медицинской части, она решила направить меня в неврологическое отделение. Там посчастливилось работать под началом Галины Михайловны Дорошенко, Галины Вячеславовны Ярош, Людмилы Анатольевны Беловой. Людмила Анатольевна сейчас руководит нашим медицинским факультетом.
- Вы работали на Северном Кавказе в период чеченской войны. Расскажите об этом отрезке вашей жизни.
- После окончания университета поступил в интернатуру по терапии УОКБ №3. Здесь тоже повезло, главный терапевт облздравотдела Юрий Борисович Григорьев составил план интернатуры таким образом, что я практиковался во всех отделениях своей больницы и некоторых отделениях областной. Освоиться в профессии помогали заведующие отделениями, с теплотой вспоминаю Людмилу Васильевну Петренко, Ирину Борисовну Виноградову, Наталью Александровну Фомину, Галину Николаевну Урядову.
В интернатуре работал дежурным врачом по стационару, потом участковым врачом. Когда стажировался в поликлинике №2 от заведующего хирургической службы Ивана Николаевича Качаева поступило предложение попробовать себя на аттестованной должности врача уголовно-исполнительной системы.
УИС в 1999 году отделилась от МВД и стала самостоятельной, формировался медицинский отдел, срочно набирали кадры. Меня приняли на должность старшего санитарного врача ЦСЭН, где я проработал три года, получив звание старшего лейтенанта.
В 2003 году мой руководитель Андрей Геннадьевич Мазилин вернулся на службу в МВД и пригласил меня возглавить Центр психофизиологической диагностики. Так я стал заниматься профессиональным психофизиологическим отбором кандидатов на службу и медико-профилактическим сопровождением личного состава силовых структур.
В 2004 году меня отправили в служебную командировку на Северный Кавказ врачом ОМОН. Новый бесценный опыт, дружба, взаимовыручка. Там я убедился, что Эйнштейн был прав: все в нашем мире относительно.
Когда приехали на базу дислокации отряда, я увидел промышленное здание, которое было приспособлено под жилое помещение. Подумал, как же здесь все плохо. В тот же день я увидел жилое помещение на блокпосте, где отряд нес службу и подумал, что все познается в сравнении, на базе очень даже хорошо, а там не очень. Оба места стали за полгода родными, и когда командировка закончилась, плакать хотелось.
Потом была еще одна командировка на Северный Кавказ, несколько командировок в крупные города России. В 2013 году ездил на тестовые соревнования перед Олимпиадой в Сочи. Это тоже был важный опыт.
- Чему научили вас те сложные насыщенные годы?
- Всегда нужно помнить хорошее и ценить каждое мгновение жизни. Все годы службы я не бросал работу участковым терапевтом поликлиники, врачом-терапевтом женской консультации. Одно время активно участвовал в проекте одного медицинского центра по профилактике неинфекционных заболеваний.
Благодаря командировкам, я быстро получил право выхода на пенсию, после чего поступило предложение стать заместителем главного врача наркологической больницы.
Вместе с главным врачом Михаилом Владимировичем Белянкиным удалось реализовать проект по внедрению порядка оказания медицинской помощи.
В марте 2020 года меня избрали заместителем председателя Медицинской палаты Ульяновской области, а через пару месяцев я получил предложение возглавить ГУЗ ЦК МСЧ им. В.А. Егорова, часть стационара которого была перепрофилирована под ковидный госпиталь. Тогда заболеваемость COVID-19 пошла на спад, но потом произошло резкое увеличение случаев заражения. Мы не спасовали.
Такие ситуации показывают, кто чего стоит. Мы выдержали, выстояли. Спасибо всем коллегам, в том числе студентам и ординаторам УлГУ. Ребята, которые приняли решение работать в ковидном госпитале, поступили очень благородно.
- Ваш родной медфак отмечает тридцатилетие. С какими мыслями встречаете юбилей alma mater?
- За тридцать лет все сильно изменилось. Система образования, в школе, вузе. Изменились возможности диагностики, активно внедряются в работу цифровые технологии. Стала другой система отношений врача и пациента - перешла от паттерналистской к партнерской.
Мы должны информировать пациента обо всем, получать его согласие на медицинское вмешательство, информировать о показателях состояния, получать список лиц, которым он доверяет передачу сведений о состоянии своего здоровья.
- Что пожелаете тем, кто сегодня учится на медицинском?
- Мне повезло, я прошел классический путь становления врача. Сейчас такая система только внедряется. Я кратко резюмирую свой путь: профильный класс, обучение в вузе, должность младшего и среднего медицинского персонала, участковый врач-терапевт, санитарный врач, психологическая подготовка, узкая специальность (врач-психиатр, врач-психиатр-нарколог), организация здравоохранения. Это идеальная схема.
При этом должно быть постоянное, непрерывное образование и практика.
Важна юридическая подготовка. Уже имея большой опыт работы, могу отметить, что в программу обучения должно включаться изучение правовых аспектов медицинской деятельности, особенно сейчас во времена внедрения порядков и клинических рекомендаций.
Обязателен разбор клинических случаев и ситуаций. Это очень пригодиться в работе. Будущих врачей призываю не стесняться задавать преподавателям больше вопросов.
Хочу еще раз выразить огромную благодарность всему коллективу, особенно преподавательскому составу медицинского факультета УлГУ, на котором мне повезло учиться. Это замечательные люди, которые открыли дорогу в жизнь не одной тысяче высококлассных врачей.