Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков встретился с журналистами студенческих СМИ.
В разговоре приняли участие представители вузов из всех федеральных округов страны. Молодых журналистов интересовали вопросы трудоустройства студентов и выпускников вузов, развития спортклубов, формирования предпринимательских компетенций у обучающихся и многое другое. Обращаясь к участникам встречи, министр подчеркнул, что сейчас они находятся в возрасте, когда решение о выборе пути является судьбоносным. «После окончания пятого курса у меня было три варианта дальнейшего развития карьеры – пойти на госслужбу, заняться бизнесом или научной деятельностью. Было тяжело принять решение. Но я выбрал науку и поступил в аспирантуру. Думаю, это и стало отправной точкой», – рассказал Валерий Фальков. Студенты поинтересовались, доверяет ли министр российским вакцинам и собирается ли вакцинироваться. Он ответил: «Это не секрет, я переболел весной прошлого года. С учетом того, что у меня есть антитела, необходимости прививаться нет. Я доверяю российским вакцинам. Особенно приятно осознавать, что вскоре появится третья, разработкой которой занимается наше подведомственное учреждение – Федеральный научный центр исследования и разработки иммунобиологических препаратов имени Чумакова». Валерий Николаевич подчеркнул, что появление первой в мире вакцины от СОVID-19 именно в России считает большим достижением отечественной науки. Студент из Дальневосточного федерального университета поинтересовался, какие меры принимаются для поддержки выпускников вузов и содействия их занятости. Глава Минобрнауки пояснил, что в минувшем году было запущено несколько программ, направленных на решение этих вопросов: «В условиях пандемии многие студенты потеряли заработок. Было принято несколько системных решений. Например, когда университет выступает работодателем, и студенты получают запись в трудовую книжку. Кроме того, создана специальная программа зачисления на научно-исследовательские позиции в университеты, туда открыт доступ студентам. В итоге сейчас только 1,5% выпускников вузов стоят на учете в службе занятости». Молодых журналистов интересовал вопрос, связанный с развитием у студентов предпринимательских компетенций. Сегодня, по мнению Валерия Фалькова, у студента должна быть возможность попробовать себя в роли бизнесмена, а в вузах необходимо поддерживать технологическое предпринимательство. Во многих университетах реализуются образовательные программы совместно с технопарками, в этом году совместно с Агентством стратегических инициатив и вузами продолжится реализация программы «Стартап как диплом». «Нацпроектом «Наука и университеты» предусмотрен перечень возможностей для развития студенческого предпринимательства – создание стартап-студий, центров трансфера технологий, запуск программы по подготовке технологических предпринимателей. Именно они «двигают» прогресс и делают экономически выгодным развитие науки», – прокомментировал министр. Еще одной темой встречи стало развитие студенческого спорта. «Важно, чтобы физическая культура и спорт занимали значимое место в молодежной политике вузов, - уверен министр. - Минобрнауки продолжит помогать развитию этого направления через систему грантовой поддержки. Считаю, что спорт гармонично соседствует с образованием и наукой. Он помогает студенту раскрыться, формирует характер. Спорт – это преодоление, воспитание лучших черт личности». Во время общения с министром студенты выразили интерес к темам индивидуальных траекторий обучения, патриотического воспитания и развития студенческих СМИ.
Новость в тему
С 8 февраля вузы возвращаются к традиционному формату обучения. Соответствующий приказ подписал глава Минобрнауки России Валерий Фальков. Документ предписывает руководителям вузов, подведомственных Минобрнауки России, организовать возвращение к обучению в традиционном формате по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора, а также особенностей распространения коронавирусной инфекции в конкретном регионе. При этом вузам необходимо предпринять профилактические меры, рекомендованные к соблюдению Роспотребнадзором, а именно: создать условия для гигиенической обработки рук антисептическими средствами, обеспечить контроль температуры тела бесконтактным способом всех лиц, входящих в организацию, соблюдение масочного режима и социального дистанцирования, проветривание учебных помещений во время перерывов, а также не допускать в вуз лиц с признаками инфекционных заболеваний. В случае ухудшения эпидемиологической ситуации, согласно приказу, вузы должны быть готовы возобновить ограничительные меры, связанные с организацией учебного процесса. Переход к традиционному формату обучения стал одним из основных вопросов заседания Совета Российского союза ректоров, которое министр науки и высшего образования провел накануне. Валерий Фальков поручил инициативной группе ректоров оперативно подготовить аналитический доклад с фокусом на проверку и восполнение знаний студентов. Кроме того, он обратил внимание ректорского сообщества на вопросы взаимодействия с иностранными студентами и их реинтеграцию в полноценный учебный процесс после того, как будут сняты соответствующие ограничения.